Найти тему

Банда Четырех: Феномен Московского пост-панка.

Обложка альбома "Безобразное время"(1997).
Обложка альбома "Безобразное время"(1997).

Банда Четырех-это не только группа высших руководителей Коммунистической партии Китая.


Есть в Москве панк- группа, которая называется так же. Листая статьи на Яндекс.Дзен, я обнаружил,что здесь нет ничего о них. А сказать об этой группе можно достаточно много.

С чего все начиналось.

Венулся как-то из армии в 1987 году москвич, по имени Илья Малашенков. Он так же имел простое, цепкое и запоминающееся прозвище-"Сантим".
Посмотрел Илья на московские группы того времени и сказал: "Хм, да я могу так же, по крайней мере не хуже". Вот так и появилась группа "Резервация здесь!". Сыгранность музыкантов была ужастной, никто толком не умел играть.

Но все таки первый концерт состоялся 28 ноября в 1993 году, они выступили на панк фестивале в ДК МГУ. Депрессивно-харизматичный вокалист Сантим сразу заставляет обратить на себя внимание. Он режет себя, выкидывает обувь в толпу зрителей. Панки двигаются под ломанные звуки электро-гитары. Сантим множество раз сопровождает свои песни "римским приветствием",хотя фестиваль был антифашистким. Организаторов охватил озноб, они не знают что делать. Через пол часа отыгранного заводного панк-рока, "Резервация" покидает сцену, а вместе с ними и половина зрителей из зала.

Далее проводятся квартирники, Сантим пишет новые песни. И следующий конерт на сцене состоялся 5 марта 1995 года, в клубе "Улица Радио". Состав музыкантов был уже более сильный. Именно на этом концерте впервые была исполнена песня "Оле-Оле". Звучит знаменитое “А ну-ка, давай-ка, проваливай отсюда, Россия — для русских, Москва — для москвичей!”. На сцену залазят панки, футбольные фанаты и хулиганьё, подпевают Сантиму. Охрана решает предпринять попытку скинуть всех посторонних со сцены. Именно после этого почти на каждом концерте "Резервации", а потом и "Банды Четырех", присутствует пару десятков футбольных фанатов разных клубов.

В том же 1995 году, по нелепой случайности, попадает в тюрьму басист группы, Дима Даун. Чуть позже хиппи бросают умирать в одиночестве от передозировки наркотиками барабанщика группы Ваню Помидорова. Тем временем экс-барабанцик, а ныне гитарист Олег Бычков приводит на вторую гитару своего друга Черю. После чего бескомпромиссный пост-панк группы оказывается разбавлен гранжем, а кое-где даже ритм-н-блюзом. Сантим, впрочем, в тот момент мало что понимал, приходя в себя лишь временами. В один из таких моментов он оказался в кинотеатре “Улан-Батор”, где с удивлением узнал, что должен играть на фестивале “Рок против войны в Чечне”. Сантим, не долго думая, с двумя десятками панков и футбольных фанатов отправился по кинотеатру, скандируя: “Чечня — параша, победа будет наша”, “Даешь Империю” и прочие милитаристские лозунги. Антифашисты бегали за ним, умоляя прекратить орать. Свое же выступление Сантим начал фразой: “Нельзя перекричать войну и революцию!” После этого группа играет свой последний концерт. Чуть позже “Резервация” пробует записаться на приемлемом уровне, но ничего не выходит. Сантим чувствует в коллективе полное непонимание своих идей — он решает уничтожить запись и разогнать группу. Вот так заканчивается история группы "Резервация здесь"...


Создание "Банды Четырех".


Сантим попал в затяжную депрессию в связи со смертью двух друзей по панк-року: Димы Дауна и Вани Помидорова. С "Резервацией" все кончено.
Но Сантим знакомится с Константином Мишином (гитарист групп "Огонь" и "Ожог"). Они принимают решение начать работу над новым проектом под названием "Банда Четырех" и уже 30 января 1996 г. «Банда» дебютировала в R-клубе. Барабанщик Сергей Амелько и басист Экзич вместе с К. Мишиным долгое время играли в уже упомянутом «Огне» и «Ожоге», так что вместо грязного и бескомпромиссного панк-рока, присущего «Резервации здесь», они заимствуют название у группы из числа родоначальников английского пост-панка — Gang of four и углубляются в протест и политикий экстремизм.

Всероссийское признание они приобретают лишь летом 1996 года, участвуя в концертах движения «Русский прорыв». Москва, Тверь, Санкт-Петербург и Саратов в полной мере ощутили на себе воздействие драйва и сумасшедшей энергетики Сантима. Триумфальное возвращение в столицу было отмечено сейшном «Панк-революция» в кинотеатре «Перекоп» в компании с командами типа «Пургена», «Аза» и пр. В ходе концерта «бандиты» погромили аппаратуру и покинули зал, несмотря на попытки охраны их задержать.

Серия концертов осенью 1996 г. в клубах Москвы и Санкт-Петербурга проходит практически незамеченной панк-тусовкой обоих городов. Своим экстремизмом и мрачной монотонной музыкой, неряшливо исполняемой, "Банда четырёх" дистанцировалась от масс. После выступления на рок-мосте «Москва — Актюбинск» группа на полтора месяца уединяется на базе. Итогом стал альбом "Безобразное время", записанный в день смерти В.И. Ленина 21 января 1997 г., сразу после этого группу выгоняют с базы. В начале февраля альбом выпущен в свет на кассете фирмой «Crazy Rat». Нормальные менеджеры и администраторы не рискуют связываться с группой. 23 февраля 1997 г. при участии "Огня", "Банды", "Затеряных в космосе" и "Красных звёзд" в Минске проходит грандиозный фестиваль "День покорителя Европы", посвящённый 69-й годовщине Красной Армии.

Также Сантим с командой участвуют во всех акциях НБП. 3 июля 1997 г. как всегда живьём записывается второй альбом: «Любовь — это власть», на котором в большинстве своём звучат старые песни времён «Резервации здесь». Такие вещи как «Бунтарь», «Я убил мента», «Мёртвые ложатся на живых», «Резервация здесь» являвшие собой квинтэссенцию нигилизма и революционности, казалось бы, потеряли свою злободневность, однако их легендарный ореол не потускнел.

Осенью 1997 года Экзич временно покидает «Банду четырёх». На место басиста приглашается лидер группы «День донора» Александр Аронов. В таком видоизменённом составе «Банда четырёх» играет в маленьких залах на 100 чел. для своих верных поклонников, изредка появляясь в клубах. В историю войдёт концерт на «Red Blue Warriors Party», где пятьсот армейских футбольных фанов рубились под Сантимовские хиты. В январе 1998 г. «Банда четырёх» и «Кооператив Ништяк» играют небольшой совместный гастрольный тур по столичным рок-клубам, после которого — серия квартирников. В апреле 1998 г. состоялся выход долгожданного третьего альбома «Анархия не катит», после которого в группу возвращается Экзич в качестве второго гитариста и клавишника. Музыка заметно усложняется, чем-то напоминая Joy Division.

На рубеже веков группа отмечается плотной обоймой зафиксированных на «самопальных» кассетах акустических сетов, а также издаёт очередной электрический шедевр «Время уходить в гуляй-поле». Название в полной мере исчерпывает концепцию новой работы. Если в предыдущей программе «Анархия не катит» действо начиналось в столице и в ней же заканчивалось, то отныне музыканты предлагают расширить масштабы агрессии, по крайней мере, до пределов России. И «Молотов-коктейль», и «Уходили праздники» (с музыкальной темой из Горана Бреговича) предлагают недвусмысленную программу
прямого действия. Мощным финальным аккордом звучат сразу три версии стародавней «Убей мента». На клубных площадках «Банда четырёх» временно усекается до дуэта Сантим — Мишин.


В наши дни.


Сейчас группа несколько изменилась в составе. Группа изменила название на " Сантим ". Играют в клубах на небольшую аудиторию. И пускай у них не так много поклонников, но за 20 лет их существования сформирофалась верная и преданная публика, которая не отходит от Сантима и сегодня.

Как ни крути, а "Банда Четырех" неотемлемая часть истории музыки в России, да и вообще истории в целом. Вряд ли среди всех музыкальных коллективов найдется группа, которая совместила в себе революцию, футбольный хулиганизм, бунт, политический экстремизм, красиво написанные стихи, психоделическое звучание, душевные переживания и меланхолию.

Материал для написания статьи, был взят преимущественно из книги Феликса Сандалова "Формейшен: История одной сцены"