Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время число безработных в стране может вырасти до 5-6 миллионов. И это только верхушка айсберга, потому что уже сейчас многие люди, оставаясь официально трудоустроенными, сидят в карантине без заплаты. Опросы общественного мнения в конце марта показали, что большинству людей, потерявших свой доход, хватит подушек безопасности на 1-2 месяца. Сейчас этот период подходит к концу. Мы поговорили с людьми и выяснили, как они выживают в условиях коронавирусного кризиса.
- Мои доходы серьезно сократились в марте, - говорит Наталья, мастер педикюра и маникюра. - Из-за страха перед вирусом клиенты уже один за другим отменили запись. И с 29 марта все салоны красоты были закрыты.
- У нас не было зарплаты как таковой, мы работали на проценты, и поэтому остались без дохода. В середине апреля я смог написать заявление об увольнении и собрать свою трудовую книжку, чтобы подать заявление на пособие по безработице.
- Поскольку моя зарплата была минимальной до того, как меня выпустили, то и пособие будет меньше объявленных в Москве 19,5 тысяч рублей. Видимо, еще 3 тысячи рублей мне придется заплатить за моего 12-летнего сына.Пока точная сумма выплат неизвестна, на следующий день я получил на карту 590 рублей, после праздников выясняю, что это значит.
- Мой муж работает удаленно в технической службе пиццерии, его зарплата сократилась на треть до 30 тысяч рублей грязных. Кроме того, мы также должны заплатить кредит на автомобиль-12 тысяч.
- На летнюю поездку к отцу в Краснодарский край мы накопили всего 70 тысяч рублей. Теперь половина этих денег остается. Если карантин не закончится в конце мая, нам нечем будет платить за коммунальные услуги. В то же время мне повезло, что мой муж любит хранить продукты, поэтому у нас дома всегда есть несколько килограммов разных круп, тушенки и других консервов. Мясо, рыбу и сладости мы почти не покупали в последний месяц, у нас просто ничего нет.
24-летняя Светлана до пандемии работала помощником бухгалтера, с апреля офис был закрыт и отправлен в отпуск без зарплаты. В столице девушка и ее парень снимают однокомнатную квартиру, хозяин согласился снизить арендную плату на 20%, но эти деньги тоже нужно где-то зарабатывать. - У меня не было сбережений, мои родители находятся в другом городе и тоже еле сводят концы с концами, - говорит Светлана. - К счастью, мне удалось устроиться упаковщиком товаров для онлайн-заказов в розничную сеть. У меня на руках больше 30 тысяч, и это спасение, хотя мне приходится много работать.
- Я копил деньги еще со студенческих времен, так что нет большой проблемы ограничивать себя во всем. Прежде всего, я боюсь, что после окончания пандемии я не смогу вернуться к работе по своей специальности.
Николай и Екатерина Гончаровы успешно развивают свой цветочный бизнес уже почти 10 лет. Незадолго до пандемии супруги вложили большую часть своих накопленных средств в открытие второй точки.
– Все, что с нами происходит, - это настоящая катастрофа, - объясняет Екатерина. - Многие цветы просто пропали, арендаторы ничего не хотят слышать об отсрочке платежа и все сбережения вкладываются в бизнес.К концу мая мы кое-как продержимся, а в июне нам не хватит денег не только на спасение бизнеса, но и на аренду жилья и питание. Все флористы должны были поехать в отпуск за свой счет, нам просто нечем было им платить. Мы не видим никакой реальной помощи со стороны государства, и надежды больше нет. Проблема в том, что мой муж в прошлом году страдал раком и вирусная инфекция может быть для него очень опасна. В связи с этим очень рискованно идти работать курьером или продавцом. Нормальные пособия по безработице не светят даже нам, потому что все индивидуальные предприниматели в этом случае приравниваются к никогда не работающим и могут претендовать только на минимальную заработную плату. Кроме того, чтобы зарегистрироваться на бирже труда, нужно закрыть ИП, а это далеко не быстрый вопрос.
Георгий Остапкович, директор Центра маркетинговых исследований НИУ ВШЭ, рассказал нам о том, что будет с реальными доходами населения в ближайшие месяцы.
"Второй квартал с апреля по июнь будет решающим, и до конца года можно будет оценить, как будут развиваться события . По прогнозам, за этот период население потеряет не менее 15% реальных доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении это 2 трлн рублей, что больше месячного оборота всей розничной торговли. Говоря о спаде экономики, все сразу же попытаются подсчитать, на сколько упадет ВВП. Но, на самом деле, решающие факторы любого кризиса различны: безработица, реальные деньги, доступные населению, уровень бедности и разница в доходах. От них зависит, как долго мы будем восстанавливаться после этой пандемии. Сейчас большинство граждан, конечно, не голодают, но они уже значительно сокращают свои расходы и изучают состав потребительской корзины. Поэтому спрос на товары снижается, и производители вынуждены снижать себестоимость, минимизируя потери. Это сокращение обусловлено, в том числе, сокращением заработной платы, отпуском за свой счет или сокращением рабочего времени. Для того чтобы нормализовать ситуацию, государство должно помочь потребителям вернуть утраченные доходы. Я считаю, что в конечном итоге власть продолжит переходить к прямому распределению денег для населения. Однако это не будут "вертолетные" деньги, я думаю, что средства будут выделены только действительно нуждающимся гражданам. Конечно, уникальность нынешней ситуации большого расстояния заключается в том, что никто не может реально предсказать, что произойдет дальше. В общем, возможны два сценария развития событий. В случае благоприятной поездки, если эпидемия обрушится в июне, бизнес может восстановиться уже осенью. В случае неблагоприятного сценария, если самоизоляция затянется и наступит вторая волна болезни, то для полного восстановления рынка потребуется около 2 лет.
На мой взгляд, нынешний кризис не так опасен, как кризис 2008 года. Тогда был крах всей финансовой системы, сейчас финансовая система стабильна и кризис проявляется только в полном обнулении сферы услуг и снижении спроса и предложения.