Проблема перепроизводства стоит перед модной индустрией крайне остро. Создание одежды расходует важные ограниченные земные ресурсы. Например, на производство одной футболки тратится 2700 литров воды, пары джинс — 6000 литров. Но, кроме этого, компании сталкиваются с проблемой поддержания покупательского спроса. Производитель терпит издержки: она занимает место на складе/ в арендованном магазине и не приносит прибыль. Что делать с уже созданной одеждой, если она не продаётся?
Сейчас самые распространенные пути решения этих вопросов — утилизация и сжигание.
Утилизация — это когда перед тем, как выкинуть вещи на полигонные свалки, их намеренно портят (рвут, режут и т.д., чтобы вещи точно не могли больше использоваться). При сжигании может вырабатываться энергия, которую потом будут использовать для производства. Но такой способ опасен токсичными красителями, из-за которых в воздух попадают потенциально опасные вещества. Это не решает вопрос перепроизводства.
А вот переработка одежды частично исключает проблему напрасной траты ресурсов. Хотя она тоже имеет свои минусы. Казалось бы: не нужно создавать или выращивать ткань, половина уже сделана. Однако всё сложнее. Есть несколько видов переработки одежды: recycling и upcycling. Recycling предполагает переработку вещей в материалы для создания других новых вещей. Upcycling — переработку старых вещей сразу в новые.
Upcycling чуть проще, но вместе с тем сложнее. Вместо того, чтобы переработать вещи в новый материал, дизайнерам нужно придумать, как из имеющихся вещей создать новые. Например, из 3 рубашек можно придумать 1 необычную дизайнерскую рубашку. Но нужно разработать дизайн, проверить (сшить макет), и потом найти по 100 точно таких же рубашек, чтобы повторить задуманное. На практике мы не найдем такое количество точно таких же рубашек. Как минимум все будут разного размера, что уже усложняет процесс производства и делает его дороже.
Recycling более простой в разработке идеи и поэтому более выгодный: можно придумать одну модель и повторять её бесконечное количество раз (или пока есть спрос), причём из разных тканей. Конечно, переработка материала — тоже трудоёмкий процесс. Собранные вещи нужно рассортировать по разным категориям (составу и цвету), удалить молнии/пуговицы, измельчить, создать новые волокна и снова покрасить или нанести принт. Зато если при апсайклинге вещи для переработки отчасти диктуют будущий дизайн, после ресайклинга можно сшить любые новые модели.
Оба способа переработки сложны, но у них есть отличные примеры дизайнерских решений.
1.Ksenia Schnaider
Дизайнер Ксения Шнайдер создает очень стильные вещи из старых джинс. За один месяц бренд переделывает 500 пар джинсов (до 5 тонн в год!) и до 200 кг текстильных отходов за сезон. За процессом интересно наблюдать в социальных сетях бренда (@kseniaschnaider). Пока что основным минусом для покупателя может быть цена: стоимость пары в среднем 500$. Но она обусловлена трудоемкостью переработки джинсы и разработкой дизайна.
2. Blackyoto
Основатель марки Джереми Макальпин придумал крайне эффектный способ обновления одежды. Основатель вместе с командой ищут по Европе красивые винтажные вещи и перекрашивают их экологическим красителем (чёрным оксидом) в total black. Каждый предмет одежды окрашивается минимум дважды при очень высокой температуре.
3. Uniqlo x HSE ART
Ещё один интересный проект — коллаборация японского бренда с молодыми дизайнерами. Студенты ВШЭ по-новому взглянули на одежду и создали необычные дизайнерские модели. Что-то получилось более авангардным, что-то более коммерческим, но все результаты очень интересные. Конечно, в основном эти вещи нельзя пустить в производство, и большая часть работы была сделана вручную, но если вам интересно, что можно придумать из старой одежды, то посмотрите результаты проекта в профиле @fashiondesign_hse.
4. Polyarus
Дизайнер бренда Саша Полярис продвигает идею осознанного потребления и создает очень стильный современные сумки из старых баннеров, автомобильных и велосипедных камер и ремней безопасности. Марка сотрудничает и с другими организациям и помогает им перерабатывать рекламные баннеры. Например, из 2000 баннеров Adidas FIFA ребята создали 1067 шопперов.
5. Yana Sarkisyan
Дизайнер Яна Саркисян создает уникальные украшения из сплава жестяных банок, найденных в закоулках Санкт-Петербурга. На кольцах и подвесках художница изображает портреты, каждый в единственном экземпляре. Одна пивная банка перерабатывается в одно кольцо. Художница признается, что большую часть сырья для украшений она собирает в лесу, одновременно собирая материал и убирая оставленный мусор. Суперспособность дизайнера — видеть и создавать красоту из чего-то невзрачного.
Такие инициативы и проекты важны, потому что раскрывают потенциальный успех переработки. И хотя сейчас эта сфера пока что в руках нишевых брендов, которые шьют единичные экземпляры или микро-партии, коллаборации с Adidas и Uniqlo показывают, что перспектива у направления есть. И это прекрасно как для окружающей среды, так и для потребителя, который будет удивлён новым креативным решениям.
Автор: Инна Голубева