Кризис обостряет мышление, меняет модели поведения в интернете, а уж искусственный интеллект современных соцмедиа не упустит возможность воспользоваться этим и подсунуть что-то интересное.
Так получилось и в этот раз. Карантин полностью остановил мой розничный и вендинговый бизнес, так что фокус довольно быстро сместился на 2 темы: выход оффлайн бизнеса в онлайн пространство и "как создать новый бизнес без вложений за один месяц". Звучит как реклама какой-нибудь пирамиды, но оказалось, что и здесь есть интересные варианты.
ТикТок показал мне ролик одного предпринимателя, который активно нахваливал выращивание микрозелени, как источник быстрого и немалого дохода. Я к зелёной теме давно неравнодушен, а перспектива с минимальными вложениями окупиться через месяц-другой не может не заинтересовать, особенно в нынешнее время. У предпринимателя было двадцать тысяч подписчиков только в Тиктоке, а ещё Инстаграм канал, блог на Ютюбе... И всё это несмотря на то, что он жил и зарабатывал в "небольшом городе". Пересмотрев все его ролики я уже почти решился попробовать себя в этой нише, но тут меня ждал первый "облом".
Оказалось, что "небольшой город" - это Димитровград - один из районных центров нашей Ульяновской области. Какое досадное совпадение! В другое время меня такой вызов не остановил бы, но сейчас трезво оценить обстановку мешало понимание, что времени на конкурентную борьбу совершенно нет. Влезать в рынок, на котором уже третий год работает такой мощный игрок в такой узкой нише казалось безрассудным. Я уже отступился от данной затеи, но всё же внутренняя чуйка и многолетний опыт в бизнесе заставили написать блогеру. Оказалось, что он на Ульяновск вообще не работает - "не хватает времени, а людей нанимать я не хочу".
Не торопитесь отступать от идеи, если вдруг оказалось, что всё совсем не так радужно, как выглядело сначала.
Итак, решение принято. С чего начать? В новой сфере важно сначала пройти две фазы: погружение и планирование.
Погружение делим на две части: теория и практика.
Теоретической подготовкой и консультированием по микрозелени занимается так много людей, что у меня возникло ощущение, что бизнес этот не очень прибыльный, раз многие предлагают свою экспертизу активнее, чем сам продукт. Но размышлять на эту тему я не стал, так как на данном этапе стоит задача строить бизнес с минимальными вложениями, поэтому вариант покупки лекций или курса откладываем до лучших времён. Впрочем, очевидно, что такое вложение вполне может себя окупить, т.к. поможет избежать ошибок и как следствие потерь, но к оценке данной инвестиции вернёмся чуть позже.
На самом деле в сети есть огромное количество материалов на тему выращивания растений и в частности микрозелени, особенно на английском языке (знание языков - большой плюс). Важно подойти к вопросу с педантичностью. Я создал сразу два файла: в табличку занёс все культуры и разные особенности их выращивания, а в текстовый файл стал собирать разные тонкости организации процесса.
У такого подхода есть плюс. Простое прослушивание лекции или курса довольно быстро выветривается из головы и в процессе работы придётся часто возвращаться к материалам. Когда материалы собраны своими руками, они лучше держаться в оперативной памяти.
Начните погружение в тему - смотрите ролики, читайте статьи, книги. По изученному материалу составляйте собственные заметки. Сделайте содержание с ссылками, чтобы было удобно добавлять материалы и быстро находить нужный раздел потом.
Основным источником материала по моему вопросу стал Youtube. Также подписался на несколько Инстаграм аккаунтов - набирать идеи для своих соцмедиа. Третье - подписался на все Телеграм чаты микрозеленьщиков. Четвёртое - скачал несколько учебников по растениеводству. Специализированных изданий по микрозелени не нашёл, но и общая экспертиза, думаю, не помешает.
Видится мне, здесь есть два альтернативных пути к успеху. Первый - это суперэкспертиза, либо хорошие ресурсы, на которые эту экспертизу можно купить. Высокая урожайность, отличный продукт так или иначе себя проявят и будут оценены потребителями. Второй - это активность в соцмедиапространстве. Я несколько раз натыкался на "шушукания" экспертов в специализированных чатах, где они нелестно отзываются об известных, но коммерчески успешных блогерах-предпринимателях. Им это явно не мешало зарабатывать. Поэтому, в данном направлении будем двигаться однозначно и этот блог будет частью этой работы.
С практикой всё просто - выращиваем всё, что можно и где придётся. На самом деле, многие успешные предприниматели в этом бизнесе начинали с подоконников и других не очень удобных для рассады мест. Микрозелень довольно терпима к небольшим ошибкам и неидеальным условиям, поэтому прежде чем вкладываться в помещение и оборудование, можно обойтись тем, что есть.
Я посадил самый дешёвый ашановский горошек в обычный садовый грунт в пластиковый технический горшок. Сразу упомяну, что качество семян имеет очень большое значение, но для тестирования сойдёт и самый дешёвый. Хотя в результате первого эксперимента, дешевые семена взошли, а вот более дорогие погибли. Но вероятнее всего они пали жертвами неопытности - замачивание было меньше нормы, а на проращивание оставил в закрытой ёмкости без грунта.
"Лучше накопить и сделать идеально" - сомнительный подход для предпринимателя. Почти всегда лучше начать эксперименты с имеющимися ресурсами, попутно обучаясь на ошибках и дорабатывая идею.
Неожиданные сложности возникли с закупками. С большим трудом удалось найти кокосовый грунт - самый популярный субстрат для микрозелени. Лотки для проращивания тоже везде какие-то неправильные. И за семенами пришлось побегать - основные культуры с больших гипермаркетах не представлены, или представлены очень скудно. Зато обнаружил, что появились в продаже наборы для проращивания микрозелени от нескольких производителей. Конкуренты! ☺️
Кстати, о конкурентах. Поверхностный поиск обнаружил пока только два публичных микрофермера - на авито и в инстаграме. Пару дней назад появился еще один инстаграм аккаунт, но выращивать предлагает только на заказ. В Ашане в продаже есть продукция тольяттинской крупной фермы, но ассортимент скудный, хотя оформлено красиво. До других сетевых ритейлеров доехать пока не удалось.
Изучайте конкурентов - наблюдайте за каждым их шагом, отмечайте хорошие моменты, чтобы их можно было повторить, ищите слабые места, чтобы избежать их в своём опыте. Но без фанатизма - у вас должен быть свой путь. И никаких "войн"!
Первое время можно ограничиться наблюдением за прямыми конкурентами, хотя нужно помнить, что на самом деле конкуренты - понятие довольно широкое. Об этом поговорим позже.
Начал работу над бизнес-планом. Если бы не карантин, то план этот был бы на коленке, с самыми важными параметрами. Но так как сбыт сейчас будет хромать, есть возможность подойди к планированию с умом. Тем более, что есть заинтересованный партнёр-инвестор и перед обсуждением условий сотрудничества нужно хотя бы примерно просчитать параметры проекта.
Всегда начинайте с плана. Набросайте хронологические вехи и хотя бы основные блоки - производство, продажи, финансы. Пишите просто и про то, что сами понимаете. Помните, что самое слабое место любого бизнес-плана - прогноз продаж. Сделайте самый пессимистичный прогноз и разделите его пополам.
Нужно придумать название - призываю к помощи! Название должно быть броское, не привязанное только к микрозелени и только к Ульяновску, хотя "настроения" и того, и другого оно передавать может. Для того, чтобы не изгаляться с названием в соцсетях, хочется уникальное имя, поэтому скорее всего это должно быть какое-то несуществующее слово, типа Зеленушка (ужас-ужас). Но точно никаких "Микрогрин-Ульяновск", "Микрогринульск" или "Микрогрин73". За хорошую идею, которая направить в нужное русло, подарю корзину из первого урожая. 🥳
На следующую неделю план такой:
- Высадить ещё несколько культур для изучения
- Собрать первый урожай для дегустации
- Продолжить работу над бизнес-планом
- Настроить соцсети
- Познакомиться с местными конкурентами
- Заказать первую партию семян для продукции на продажу