Часть 2.
Исследование Olafsdottira показывает, что социальные условия как основные причины заболеваний и диспропорций в состоянии здоровья могут быть значительно смягчены и даже трансформированы в основные факторы, способствующие уменьшению диспропорций в состоянии здоровья и улучшению физического и психического здоровья. В области здравоохранения борьба с болезнями не должна приводить к возникновению диспропорций в состоянии здоровья, по крайней мере в такой степени, как это очевидно в неолиберальном, рыночном и неэгалитарном обществе. Теоретически парадокс создания или увеличения диспропорций в состоянии здоровья при контроле за заболеваемостью не обязательно должен существовать. Некоторые страны фактически ставят этот парадокс с ног на голову: они отдают приоритет лечению тех, кто находится в наиболее неблагоприятном положении и наиболее болен. Оспаривание "обратного закона об уходе " требует постоянной бдительности и самоотверженности.
Дисфункции современной разработки лекарственных средств
Поскольку здоровье является социальным или общественным благом, оно является частью социальной справедливости и смысла справедливого общества. Всеобщее право на охрану здоровья также является частью социальной и глобальной справедливости, но оно особенно подрывается тем, что научные исследования, разработки и продажи рецептурных лекарств и вакцин оказываются в руках фармацевтических компаний. На протяжении десятилетий, особенно благодаря развитию фармацевтической части Управления по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами (FDA) в Соединенных Штатах, но и в Европе и развития Европейское агентство по лекарственным средствам (ЕМА), лидеры отрасли работали в тесном сотрудничестве с политиками и официальными лицами в целях создания законов, обычаев, прецедентов, и учреждений, которые минимизируют внимание неудовлетворенных медицинских потребностей, особенно среди бедных, и максимально сосредоточиться на разработке новых запатентованных продуктов для клинически незначительными вариациями и редких заболеваний. Как монополия, поддерживаемая государством, патентование позволяет компаниям взимать около 50 раз на производственные затраты за огромные валовые наценки на то, что они характеризуют как новые, инновационные лекарства, которые они платят регуляторам для обзора.
Вопреки распространенному мнению, этот конфликт интересов приводит к тому, что регуляторы одобряют препараты с минимальным тестированием на клиническую эффективность или на побочные реакции. Этот паттерн лежит в центре синдрома пролиферации риска. Один из каждых четырех новых препаратов приводит к неблагоприятным реакциям, достаточно серьезным, чтобы регуляторы, которые одобрили их как безопасные, выпустили свое самое серьезное предупреждение или удалили препарат с рынка. Для приоритетных лекарственных средств, которые рассматриваются в ускоренном порядке, этот риск возрос до одного из каждых трех новых лекарственных средств. На протяжении многих лет независимых оценок Prescrire обнаружил, что среди одобренных препаратов почти в два раза больше вредных, которые можно рассматривать как неприемлемые. Что касается эффективности разрешительных документов на лекарственные средства, то независимые эксперты по обзору делают вывод о том, что 85-90% новых лекарственных средств мало или не лучше существующих препаратов. Массовый маркетинг для врачей и пациентов, на который компании тратят больше, чем на исследования, успешно продвигает эти новые незначительные вариации как лучшие и необходимые. Маркетинг управляет синдромом пролиферации риска, приводя к около 130 000 смертей в год в США от отпускаемых по рецепту лекарств, принятых должным образом, плюс еще 60 000–80 000 смертей от передозировок и злоупотреблений. Опиоидный кризис является недавним примером этого синдрома пролиферации риска, который действовал в течение многих лет. В Европе происходит более 200 000 случаев смерти от неправильно назначенных лекарств и в 20 раз больше случаев госпитализации от серьезных побочных реакций—около 4 миллионов госпитализаций в Европе. Наиболее частым методом лечения побочных реакций на лекарственные препараты является назначение другого препарата, который несет в себе свои собственные неблагоприятные риски. Высокие затраты на новые лекарства, запатентованные для получения прибыли через защищенные государством цены, увеличивают неравенство доступа и неравенство в области здравоохранения. Все чаще расходы на новые лекарства угрожают целым бюджетам здравоохранения и вытесняют лечебные услуги. Это приводит к нормированию, часто по доходам. По-видимому, настало время рассмотреть радикально иной способ построения исследований, разработок, производства и продаж, с тем чтобы уменьшить диспропорции в области здравоохранения путем удовлетворения реальных потребностей в области здравоохранения по низким ценам. Такой подход может показаться утопичным, но на самом деле он уже выработан и действует.
Продолжение следует...