Сегодня Моризо — самая “дорогая” художница в истории живописи. Ее картины
уходят с молотка за баснословные суммы с семью нулями.
А начинала она в 20 лет ученицей Камиля Коро. Он давал уроки рисования на
пленэре Берте и ее сестре. Чуть позже Моризо встретила Мане, и с этого
начался ее яркий путь в живописи.
Двадцатилетняя Берта позировала Мане, который тогда уже был опытным
мастером и признанным гением. Со временем она стала его ученицей и
возлюбленной.
Эти отношения продлились почти 6 лет, в течение которых Мане был без ума
от художницы, написал бесчисленное множество ее портретов, но так и не
решился на развод с законной супругой.
Странная связь окончилась браком Берты. В 33 года она вышла замуж за
Эжена Мане, родного брата своего возлюбленного. Эжен тоже был
художником, хоть и менее знаменитым, чем брат или сама Моризо.
Несмотря на то, что в то время роль женщины в обществе существенно
уступала позиции мужчины, картины Моризо уже при ее жизни участвовали во
всех возможных выставках, а коллеги-импрессионисты относились к ней, как к
равной.
Работы Берты наполнены мягкостью и нежностью, им характерны пастельные
оттенки и мягкие тона. Большинство сюжетов сводятся к домашней и тихой
жизни. Она писала друзей и членов семьи, свою дочь Жюли, сцены из
семейного и женского быта.
Коллеги-импрессионисты прозвали Моризо виртуозом цвета. Несмотря на то,
что цветовая гамма ее работ несколько ограничена, Берта мастерски работала
с белым цветом, чистым или смешанным из других красок, создавая ощущение
пространства и глубины на своих полотнах.
Сыграл ли Мане свою роль в признании творчества Берты Моризо или так
распорядились звезды — сказать тяжело. Моризо — талантливая и уникальная для своего времени художница, которая сумела опередить время и занять одну
ступеньку с художниками-мужчинами.