Найти в Дзене
Строительный мир

Трансатлантический тоннель – одна из величайших инженерных идей в истории человечества

Соединить Европу и Северную Америку транспортной системой мечтают давно. Впервые, как это часто бывает, о скоростных поездах, мчащихся по тоннелю из США в Европу, заговорили фантасты. Еще в конце XIX века на страницах рассказа «Курьерский поезд будущего» Мишель Верн (сын Жюля Верна) представил проект полковника Пирса (вымышленного героя).

На воображаемый подводный тоннель для вакуумных поездов ушло 13 млн тонн железа. Транспорт передвигался по принципу пневмопочты со скоростью 1800 км/ч. Таким образом, преодолеть расстояние в 5 000 км (от Бостона до Ливерпуля) можно было менее чем за три часа. Интересно, что даже в рассказе Верна проект оказался концептуальным, а его реализация — лишь сном героя.

Сегодня существует несколько концепций, одна из наиболее полных и обоснованных принадлежит профессору Массачусетского технологического института Эрнсту Франкилю и его коллеге Фрэнку Дэвидсону (ныне покойному).

в проекте предлагаются основной и альтернативный маршруты
в проекте предлагаются основной и альтернативный маршруты

Около 15 лет назад они предложили проложить тоннель от Нью-Йорка до Лондона, Парижа и Брюсселя. Принцип движения скоростного транспорта похож на тот, что описан в упомянутом выше рассказе: скорость порядка 6000 км/ч поезд достигает за счет электромагнитных импульсов и вакуумного тоннеля.

По проекту предполагается прокладка труб на глубине примерно от 50 до 100 метров: по мнению авторов проекта, это оптимальный вариант, если учесть высокое давление под водой. Однако одна из возможных опасностей, упоминаемых в проекте — айсберги, которые из-за потепления в Северной Атлантике могут стать серьезной проблемой. В таком случае идеальной глубиной для тоннеля в этих местах будет 150-200 метров. Держаться трубы должны при помощи мощных якорей и дополнительных тросов.

По мнению некоторых экспертов, к реализации подобного проекта можно приступить не раньше чем через несколько десятков лет, так как сегодня, на их взгляд, отсутствуют необходимые технологии, которые можно было бы применить в таких масштабах. Да и стоимость строительства слишком уж велика: озвучивались разные суммы, от 100 до 200 млрд долларов.

© LUCASANDRADES500  / deviantart.com
© LUCASANDRADES500 / deviantart.com

В то же время ряд специалистов менее критично оценивают возможность прокладки плавучих тоннелей, обращая внимание на похожий проект в Норвегии, который, возможно, в скором времени начнут реализовывать (прочитать о нем можно по ссылке в конце статьи). Конечно, в Скандинавии не идет речь о вакуумных поездах, однако именно там может быть продемонстрирован успешный опыт прокладки тоннелей нового типа.

Свою задумку авторы Трансатлантического пути подкрепили естественными испытаниями: они соорудили мини тоннель длиной в 300 метров, по которому запустили миниатюрные вагоны со скоростью 1600 км/ч.

По заверению Эрнста Франкиля, серьезных препятствий, с инженерной точки зрения, для реализации задумки нет. Правда изначально вряд ли получится достичь больших скоростей, реально разогнать поезд до 600-700 км/ч. Со временем, усовершенствуя систему, можно будет достичь и сверхзвуковых скоростей.

© Andreas Krebs / CC BY-SA 2.0 (Маглев, способный развивать скорость до 600 км/ч)
© Andreas Krebs / CC BY-SA 2.0 (Маглев, способный развивать скорость до 600 км/ч)

Однако инженеры видят целый ряд серьезных препятствий, которые пока вызывают лишь вопросы. Это касается и слишком большой глубины в отдельных местах, где, как кажется, проблематично будет осуществлять работы по закреплению тоннеля. Сама же реализация проекта, по подсчетам специалистов, может занять около 100 лет. Возможны трудности с доставкой материалов и рабочей силы: учитывая большие расстояния и то, что работы необходимо вести в открытом океане; не исключены и неблагоприятные погодные условия, влияющие на ход работ...

Основной маршрут предполагает пересечение Атлантического океана по прямой. Некоторые эксперты поддерживают альтернативный путь: через северо-восток Канады, Гренландию и Исландию для минимизации водного маршрута, что должно облегчить реализацию как в техническом, так и экономическом плане. Однако и у этого варианта есть свои недостатки.

Что касается необходимого материала, то в отличие от упомянутых в фантастическом рассказе 13 млн тонн, в реальности понадобится около 1 млрд тонн стали.

Сами же поезда по проекту будут 10-вагонными (по 80 пассажиров в каждом).

© Ryn88668 / CC BY-SA 4.0 (Строительство испытательного полигона в Тулузе для вакуумного поезда Hyperloop)
© Ryn88668 / CC BY-SA 4.0 (Строительство испытательного полигона в Тулузе для вакуумного поезда Hyperloop)

Сегодня активно развивается концепция Hyperloop, именно этот вид транспорта в будущем может позволить преодолевать сотни километров за несколько десятков минут. Однако Франкиль подчеркивал, что его совместный с Дэвидсоном проект предполагает использование поезда Маглев и не имеет ничего общего с разработкой Илона Маска.

Трансатлантический тоннель – одна из величайших инженерных идей в истории человечества. Пока идея неосуществимая, но воспринимаемая все более серьезно и обсуждаемая на самом высоком уровне, как среди инженеров-проектировщиков, так и политиков.

Читайте: Чудо инженерной мысли: подводная магистраль Норвегии