"Люди сами выбирают маршрутки и личный транспорт, а трамвай только мешает проезду"
Действительно, такое мнение мы часто слышим в комментариях. И на первый взгляд оно действительно не лишено оснований: демонтировав трамвайные пути, можно пустить еще одну полосу без реконструкции дороги, а жители действительно между трамваем и маршруткой часто выбирают последнюю.
Зачем моему городу это допотопное ведро с гайками?
Давайте сравним маршрутку и трамвай:
Почему трамвай сейчас НЕпопулярен?
В трамвайную инфраструктуру годами не вкладывались средства: ремонт существующих и строительство новых путей, закупка новых вагонов. Неудивительно, что она пришла в упадок.
Однако, с развитием городов потребность в общественном транспорте никуда не делась и тут чиновникам пришла в голову гениальная идея… МАРШРУТКИ! Не требуют содержания из бюджета! Не требуют обслуживания! Не нужно нанимать водителей самим! Не нужно закупать транспорт! Достаточно просто отдать маршруты в руки частнику и всё заработает! А частник еще денег подкинет за маршруты.
Все идеально? Нет.
Базовый постулат. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ – ЭТО НЕ БИЗНЕС, ОН НЕ ДОЛЖЕН ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ, ОН ДОЛЖЕН ПЕРЕВОЗИТЬ ЛЮДЕЙ, в идеале балансируя на грани безубыточности.
Никто не хочет ездить в плохом (ужасном) общественном транспорте и все больше и больше людей пересаживается в автомобиль. Пассажиров, а значит и денег, становится меньше и все развивается по принципу отрицательной обратной связи.
Но это не значит, что трамвайчик проиграл! Его просто нужно "прокачать"!
Взять и одномоментно запретить все маршрутки сразу невозможно. Это все равно, что отобрать сигареты у курильщика с двадцатилетним стажем.
А вот что можно:
◉ Убрать дублирование маршрутов. Так сделали в Санкт-Петербурге с запуском новых трамваев "Чижик".
◉ Остановочные пункты необходимо отделить от проезжей части, чтобы люди не выходили из трамвая под колеса. К сожалению, такие печальные прецеденты есть. Последний из известных мне, произошел в Смоленске в феврале этого года.
◉ Сделать пути обособленными. Обособление трамвайных путей. Как и зачем?
◉ Закупить современные вагоны. Новые трамваи России: Витязь, Лев и Львенок
◉ Отремонтировать существующие трамвайные пути и построить новые. Я очень рада, что в Туле запустили эту программу. Сейчас я съездить туда не могу, но бабушка оперативно докладывает: "На улицу не выхожу, но с балкона вижу, что идут ремонтные работы!".
Чем же плоха маршрутка?
· В маршрутках не соблюдают никакие нормы по безопасности: водители маршруток набираются где попало, они не проходят никакой контроль, количество мест в маршрутке практически не регламентировано. В салон "набивается" столько народа, что ни вдохнуть, ни выдохнуть.
· Еще один пункт про безопасность: трамвай практически не может перевернуться. Да, может произойти поломка транспортного средства, но в 99% люди не пострадают. А вот маршрутки, да еще "битком набитые", очень часто попадают в аварии, и люди получают увечья.
· Маршрутки совершенно не приспособлена для маломобильных: туда невозможно зайти инвалиду или женщине с коляской.
· Маршрутки "вымывают" деньги из муниципального бюджета на обновление общественного транспорта.
· В маршрутки генерируют огромное количество «черной наличности», которая потом идет на взятки чиновникам. Если у вас есть возможность заплатить в маршрутке по карте - заплатите по карте! Мы ни раз писали в Добродел, что маршруток не хватает. В ответ получаем, что согласно поступившим данным, маршруток с избытком. Как это можно проверить? Никто не будет объезжать все города и районы, статисты просто смотрят на количество проданных билетов. И при оплате банковской картой, перевод средств, а значит и проезд, скрыть не получится.
· Маршрутки забивают дороги, город встает в пробках.