Правила похоронных церемоний в разных странах могут сильно различаться между собой. Однако у них есть одна общая задача: соблюсти все ритуалы таким образом, чтобы обеспечить усопшему достойное и комфортное посмертие.
Божественная соль и вчерашний лен
Едва ли найдется в мире погребальная традиция, породившая большее количество мифов и легенд, чем похоронные ритуалы Древнего Египта. Египтяне верили, что после смерти их ожидает целая вечность загробной жизни среди полей Иалу (Камышовых полей).
А к вечности следует быть готовым, поэтому похороны в Та Кем (другое название царств Древнего Египта) сопровождались не только имущественными, но и медицинскими процедурами. Речь идет об известной всему миру мумификации – сохранности тела покойного для вечной жизни за чертой смерти.
Бальзамировщики, отчасти заменявшие древним египтянам работников сферы ритуальных услуг, предлагали три способа подготовки умерших к погребению. Они отличались друг от друга сложностью манипуляций и, как следствие, стоимостью услуги.
В первом случае из тела покойника вынимали все органы, кроме сердца (которое считалось сосудом для хранения души). Тело затем промывали, заполняли благовониями и зашивали все разрезы. Дальше в дело шел самый дорогой ингредиент – оксид натрия, именуемый в Древнем Египте «божественной солью».
Оно высушивало тело до такой степени, что от него в прямом смысле оставались «кожа да кости». Процесс сушки занимал 70 дней, после чего покойного снова обмывали водой, оборачивали порезанным на тонкие полосы льняным полотном и передавали родственникам для погребения.
При втором – более дешевом - способе мумификации внутренние органы оставались на своих местах, но для высушивания тела также применяли оксид натрия. Бедняки же могли позволить себе только обмывание тела и помещение его для мумификации в обычную соль. При этом для «пеленания» покойного использовалась не новая льняная ткань, а бинты, изготовленные из ношеной одежды (ее называли «вчерашним льном»).
Но как бы дорого ни обходились похоронные ритуалы, отказаться от них было немыслимо – ведь тогда душа умершего возвращалась из-за черты, чтобы терзать живых членов семьи.
Лестница на небеса
Некоторые из египетских мумий благополучно сохранились до наших дней, пережив тысячелетия. Но кроме них в разных уголках планеты можно обнаружить и другие необычные захоронения, следы древних похоронных обычаев.
На территории современных китайских провинций Юньнань и Сычуань кое-где на отвесных скалах по сей день висят выдолбленные из цельных кусков дерева гробы. Это традиционные «могилы» народа бо, жившего некогда на юго-западе Поднебесной (другое название Китая).
Сам народ давно растворился среди многих китайских национальностей, а тела его усопших, скончавшихся от 2500 до 400 лет назад, все еще поражают необычностью ритуала и местных жителей, и туристов.
Ученые считают, что подвешивать своих мертвых между землей и небом народ бо заставляли две причины. Во-первых, такие захоронения оказывались недоступны для разорения ни людям, ни животным. А во-вторых, члены общины верили, что таким образом облегчают усопшим путь на небеса – ведь скалы считались лестницами в горний простор.
У некоторых племен севера Австралийского континента принято прокладывать покойникам дорогу на тот свет другим способом. Сперва их тела укладывают на специальные помосты, укрывают ветками и оставляют лежать до полного разложения плоти.
Оставшийся скелет красят охрой, разбирают на отдельные кости и складывают в некое подобие тубуса из полого древесного ствола. Получившийся «гроб», украшенный резьбой и расписанный племенными знаками ставят в специально предназначенном для «кладбища» месте. Считается, что такой похоронный обряд с гарантией перемещает душу усопшего в мир иной.
А народность нганасанов, живущая в северной части полуострова Таймыр, с давних пор хоронит своих умерших родственников, просто укладывая их на нарты (северные сани) и оставляя в определенном месте тундры.
Нганасаны верят, что после кончины чистая половина покойника отправляется в нижний мир, а нечистая остается в месте захоронения. Оттого посещать кладбища у этого племени не принято – мертвые могут украсть живую душу, и вернуть ее хозяину можно будет только путем сложного шаманского камлания.
Страдающее Средневековье
Средневековые обычаи предписывали обставлять акт смерти как можно публичнее. Если кто-то умирал – об этом знали не только его родные и соседи, о новопреставленном рабе божьем оповещалась вся округа.
В европейских городах существовала традиция: священника, вызванного к умирающему, сопровождали многие обитатели прихода, один из которых нес рядом со святым отцом горящий фонарь. Встретив эту процессию, люди обыкновенно падали на колени и осеняли себя крестным знамением, желая духовному брату (или сестре) благопристойно отойти в мир иной.
Стоило умирающему испустить последний вздох, как его родные, а иногда еще и специально нанятые плакальщицы принимались громко рыдать и рвать на себе одежды. Чем громче оплакивали усопшего, тем достойнее считались его проводы на тот свет.
Основательно оплаканное тело полагалось обмыть, завернуть в саван и отнести в церковь для всеобщего молитвенного бдения. Интересно, что близкие и соседи не имели права оставить покойного одного до самых похорон – всем членам общины следовало молиться за то, чтобы душа усопшего оказалась на небесах.
Оплакивание покойника продолжалось и после того, как он оказывался в могиле. Состоятельные семьи нанимали плакальщиц, которые могли рыдать над могильной плитой хоть полгода – лишь бы им исправно платили за эту публичную скорбь.
Наемные рыдальщицы трудились с таким рвением, что их услуги сперва ограничили 30 днями, а к XV столетию и вовсе запретили, чтобы трагедия не превращалась в фарс.
Мертвецы на фотографиях
В прогрессивном XIX веке человечество стремилось сделать жизнь более комфортной – ничего удивительного, что в конце концов оно задумалось и о прогрессе в области ритуальных услуг.
Правда, «железный век» был еще и сентиментальным: в это время вошел в моду обычай демонстрировать память об усопших с помощью предметов обихода. В ход шли перстни с изображением черепов, медальоны, где хранились пряди волос умерших, часы с вырезанными на них афоризмами о тленности бытия.
Но самым шокирующим явлением на взгляд современного человека выглядят фотографии покойников в позах живых людей. Делались такие снимки в том случае, если фотокамера не успела запечатлеть умершего при жизни.
Поскольку детская смертность в XIX столетии была гораздо выше, чем сейчас, чаще всего объектами пугающих снимков становились скончавшиеся малыши. Их усаживали в изящные позы, часто рядом с живыми братьями и сестрами, вкладывали им в руки игрушки, украшали цветами.
Так же поступали и со взрослыми – задачей фотографа было придать мертвому телу возможно более живой и непринужденный вид. «Для красоты» поверх закрытых глаз на снимках рисовались открытые, а щеки слегка ретушировали розовым.
Одним словом, прогресс не стоял на месте. Чтобы спасать людей, захороненных в состоянии летаргического сна, вплоть до 30-х годов XX века в Европе и Америке производились гробы, снабженные «системами спасения» погребенных заживо.
Способов спастись было два: подать сигнал о том, что в гробу оказался живой человек, или самому выбраться на поверхность. Устройства первого типа преобладали, потому что отправить наружу весть о себе очнувшемуся от летаргии было, конечно, намного проще, чем вскрывать изнутри собственную могилу.
Другое новшество было прямо противоположным: оно препятствовало похищению трупов (для использования студентами в медицинских учебных заведениях), которое было настоящей напастью для кладбищенских служащих.
Чтобы никто не потревожил покой усопших, в ритуальных агентствах предлагались стальные гробы, которые невозможно было вскрыть, и возведение над могилой бункеров, которые взламывались разве что путем динамитного взрыва. Эти радикальные средства обеспечивали покой не только мертвым, но и их родным, делая последний приют практически вечным.
Будущее смерти
Шли годы, и человечество так и не раскрыло секрета вечной жизни. Зато современные способы захоронения стали гораздо разнообразнее. Одна из американских похоронных компаний предоставляет своим клиентам уникальную услугу – кремацию тел с последующим развеиванием праха в верхних слоях земной атмосферы, почти что в открытом космосе. «Похоронный» процесс записывается на видео, которое затем получает семья усопшего.
Любители подводного мира могут остаться в нем после смерти: другая компания из США помещает прах покойных в бетонные шары, заменяющие в океанских водах рифовые камни. Постепенно искусственные рифы «заселяют» морские организмы, и таким образом покойный оказывается в обстановке, так любимой им при жизни.
Нетривиальную форму сохранения праха усопших предлагает всем желающим креативная швейцарская фирма. Пользуясь тем, что тело человека в числе прочих элементов состоит из углерода, хитроумные швейцарцы превращают его останки в алмазы.
Полученный из тела умершего углерод путем воздействия высоких температур превращают в графит, затем подвергают его высокому давлению, и спустя пару месяцев вручают родным покойного ограненный и отшлифованный самоцвет. Эта необычная услуга находит все больше поклонников, хотя и стоит недешево.
Неизвестно, какие способы похорон еще придумают люди, ведь как бы ни развивалась наука, победить смерть ученым пока еще не удалось.
Екатерина Кравцова