Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

ПАЗ-3237. Миниатюрный брат большого ЛиАЗа.

Когда они на рубеже 2013/2014 годов появились в Туле, мы назвали их «маленькими» ЛиАЗами. Такими нам казались ПАЗ-3237 со всеми внешними атрибутами городского автобуса, но миниатюрные. В отличии от надоевших и все заполонивших ПАЗ-3205, которые были разработаны как автобусы для сельской местности, ПАЗ-3237 были удобными городскими машинами. Машины удобнее для пассажиров, особенно для пожилых, чем поступившие позднее в ряд автопредприятий города и области ПАЗ Вектор Next с их псевдонизкопольностью.

ПАЗ-3237 ранней модификации с блоком круглых фар, г. Москва
ПАЗ-3237 ранней модификации с блоком круглых фар, г. Москва

ПАЗ-3237 автобус малого класса частично низкопольный. Низкий пол располагается в передней части машины, задняя часть автобуса имеет высокий пол.

Планировка салона
Планировка салона

Автобус был разработан по заказу ГУП «Мосгортранс». В 2003 году был изготовлен прототип. Первый образец отличался от серийных, он был внешне унифицирован с автобусом большого класса ПАЗ-5272. Серийные автобусы получили экстерьер идентичный модели ЛиАЗ-5292. Серийное производство «маленького» ЛиАЗа началось в 2004 году. Поскольку автобусы первой партии предназначались для Москвы, то за машинами закрепилось прозвище «Лужок». Он стал первым низкопольным автобусом малого класса отечественного производства. Всего было построено 854 экземпляра.

ПАЗ-3237 в Туле
ПАЗ-3237 в Туле
ПАЗ-3237 в Туле
ПАЗ-3237 в Туле

Автобус имеет две двери, передняя одностворчатая, а дверь в центре салона — широкая и двухстворчатая. Машина оборудована дизельным двигателем Cummins 4ISBe 185B с турбонаддувом, мостами КААЗ, имеет дисковые тормоза, пневмопривод и АБС. Общее число мест 54, из них 17 для сидящих пассажиров. Полная масса машины 6,48 тонн. Максимальная скорость 80 км/ч. Экологический стандарт Евро-3. Длина кузова 7885 мм, ширина 2505 мм, высота 2820 мм, база 3650 мм. Расход топлива 18 л на 100 км при скорости 60 км/ч. Кузов имеет антикоррозийное покрытие, металл оцинкован, завод давал гарантию 8 лет на защиту кузова от коррозии. Кузов несущей конструкции, за счет чего удалось снизить высоту пола и увеличить объем салонного пространства. На боковых стенках реализована система отопления. Теплый воздух вырабатывается от двух отопителей: штатного и автономного. Внутри есть все необходимые поручни и освещение. Водительское место отделено от салона металлической перегородкой. Рабочее место водителя организовано по-простому: двухспицевый руль, сиденье с минимальной боковой поддержкой и аскетичная панель приборов с круглыми циферблатами. Машина могла быть укомплектована магнитолой – для этого на панели выведен отдельный блок. Рулевая колонка настраивается вперед-назад. Для водителя обеспечивается хорошая обзорность. Мертвые зоны сведены к минимуму. Зеркала очень большие и информативные.

Моторный отсек, фото Грузовик Пресс
Моторный отсек, фото Грузовик Пресс

В 2005 году автобус был модернизирован. Он получил прямоугольные фары, улучшенные сиденья. С этого момента вплоть до настоящего времени заводом по заказам выпускалось 5 модификаций ПАЗ-3237, различавшихся моделями и экологическим классом применяемых двигателей Cummins: ПАЗ-3237-01, 3237-03, 3237-05, 3237-09, 3237-11. Для всех них предусматривались два типа трансмиссии (с механической коробкой Praga или «автоматом» Allison).

Рабочее место водителя
Рабочее место водителя
Салон
Салон

Первые автобусы поступили в Москву для обслуживания маршрута 12ц. На этом центральном маршруте Москвы он получил прозвище — «Плитка». Автобус также называли «Духовкой», за минимум вентиляции, малую прямоугольную форму и сиденья, расположенные рядами на подиуме. Позднее большую часть машин передали в коммерческий автобусный парк, а после расформирования последнего основная часть была списана.

ПАЗ-3237 в Туле
ПАЗ-3237 в Туле
ПАЗ-3237 в Туле
ПАЗ-3237 в Туле

Со временем помимо Москвы машины стали поступать в другие города России. В Тулу всего поступило 50 автобусов модификации 3237-05. Большинство из них до сих пор в эксплуатации, хотя часть автобусов уже списана.

Размеры автобуса, иллюстрация  Грузовик Пресс
Размеры автобуса, иллюстрация Грузовик Пресс

Минусом автобуса является его низкая надежность, машины этой серии часто выходили из строя. К сожалению, модель была снята с производства в 2014 году, но часть из них до сих пор трудится в ряде российских городов.

ДДН. Фото автора и из открытого доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме транспорта:

ВТОРОЙ ПО МАССОВОСТИ ПАССАЖИРСКИЙ АВТОБУС БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ.

На каких троллейбусах ездят жители Орла. Краткий обзор

Авангарды поступают в Севастополь.

-11