Найти тему
СберБизнес

Когда наступит завтра: как предпринимателю действовать в кризис

Оглавление

Как строить стратегию для бизнеса, если никто не знает, что будет завтра? Почему предпринимателям сейчас нужно объединиться? Редакция «Своего дела» совместно с программой развития предпринимательских навыков «Бизнес-класс» от Сбербанка и Google собрала главные советы от Константина Холстинина, основателя консалтинговой компании Business Engineering Services

1. Научитесь быстро адаптироваться

Предприниматель должен быть готов к тому, что стратегию бизнеса придётся постоянно пересматривать в зависимости от обстоятельств. Нужно научиться мыслить на несколько шагов вперёд и продумывать разные варианты развития событий. Например, остановка предприятий и закрытие границ приведут к разрыву многих производственных цепочек. Вместо них потребуется создавать новые: искать поставщиков, подрядчиков.

По мнению Константина Холстинина, не сработают и привычные для предпринимателей способы привлечь аудиторию: клиент уже не будет прежним. Изменятся его платёжеспособность и поведение, появятся новые привычки и потребности. Их придётся изучать с нуля. А если количество покупателей в сегменте снизилось в разы, предпринимателю пора искать другую нишу и идти туда, где есть активные потребители.

В этом материале мы собрали ключевые советы от преподавателя учебной программы. Посмотреть полную версию вебинара и узнать о других обучающих курсах для предпринимателей, можно на сайте образовательного проекта «Бизнес-класс» по ссылке!

2. Встраивайтесь в производственные цепочки

Пробелы, появляющиеся в производственных цепочках, — новая возможность для предпринимателя. Предлагайте товары и услуги, которые могут восполнить выпавшие звенья. Это позволит наладить как внутренние, так и внешние бизнес-процессы.

3. Объединяйтесь с другими предпринимателями

В кризис нужно сотрудничать с другими предпринимателями, чтобы помочь и себе, и партнёру. Это позволит сократить издержки: например, за счёт совместных оптовых закупок. Пути для продвижения можно искать и в других отраслях. «Сейчас в туристических компаниях сотрудники сидят без работы и не знают, чем заняться. Подумайте, что можно продать через них», — рекомендует Холстинин.

4. Не увольняйте сотрудников, которые умеют договариваться и разбираются в производстве

Многие предприниматели вынуждены сокращать сотрудников и зарплаты. «Когда вы думаете, с кем из работников придётся расстаться, не повторяйте мою ошибку. Я оставил людей, которые, как оказалось, не умели действовать в новых условиях и были приспособлены к выполнению других задач», — вспоминает Холстинин.

По его словам, в первую очередь сейчас понадобятся те, кто умеет общаться, договариваться и налаживать связи. Это могут быть продавцы, менеджеры по работе с поставщиками. Также предприниматель советует оставить людей, которые знают все тонкости технологии и смогут быстро запустить и перестроить производство.

5. Избавляйтесь от посредников

IT-решения позволяют уменьшить дистанцию между бизнесом и клиентом и убирают из цепочки посредников, за услуги которых приходится платить. По оценке Холстинина, предприниматель сможет сэкономить до 40 % и продавать товары по более низкой цене. Например, благодаря собственной онлайн-платформе сотрудники компании будут принимать заказы без помощи сторонних агрегаторов.

6. Сокращайте издержки

Одна из самых больших статей расходов в бизнесе — это аренда. В первую очередь нужно договориться о снижении её стоимости, причём не только на период карантина, но и на первое время после него. Некоторые собственники готовы пойти навстречу, чтобы сохранить хоть какой-то доход: ведь когда часть компаний закроется, площади будут простаивать. По прогнозам Торгово-промышленной палаты, три миллиона предпринимателей рискуют прекратить свою деятельность, если карантин затянется.Следующий шаг — начните договариваться о скидках с поставщиками. Им тоже лучше пойти на уступки вместо того, чтобы окончательно потерять клиента.

7. Попробуйте снизить цены

На фоне падения платёжеспособности покупателей предпринимателям придётся снизить цены ради поддержания спроса. В итоге те, кто раньше работал в среднем сегменте, начнут конкурировать с представителями более дешёвого. Но всё равно останутся люди, которые будут покупать дорогие товары. Поэтому представителям премиум-сегмента нужно обратить больше внимания на уровень сервиса. Например, владельцам автомобильного салона стоит изучить, как работают и общаются с клиентами коллеги в салонах бизнес-класса.

8. Придумайте бесплатное предложение для клиентов

Найдите возможность подарить клиенту продукцию или услугу без вреда для вашего бизнеса. Это нужно сделать без существенных затрат и ресурсов, но привлекая внимание к компании. Например, магазин одежды может подарить консультацию стилиста при покупке на определённую сумму, продавец спортивных товаров — добавить в заказ небольшой подарок, например повязку для головы.

9. Избавляйтесь от избыточных ресурсов

По мнению Холстинина, практически у каждой компании есть избыточные, то есть не загруженные на 100 % ресурсы. Это могут быть полупустые площади, где временно находится часть какой-то продукции, или второй принтер, который используют очень редко. Нужно придумать, как использовать ресурсы наиболее выгодно, или отказаться от них.

Полную версию вебинара и другие трансляции для тех, кто хочет развивать своё дело, смотрите в образовательном проекте «Бизнес-класс» по ссылке!