Найти в Дзене
Броеруна

Как определить задатки, способности и таланты?

Как говорил мессир Воланд, вопросы крови - самые сложные в мире. Современная наука дает ответы на многие вопросы, еще монах Мендель разбирался с горохом, желтым и зеленым, определяя, что наследуют дети от родителей, бабушек, прадедушек и прочих родственников.

Но прежде, чем мы будем размахивать ребенком и говорить - он рисует неприличные картинки, это у него от прадедушки, давайте определимся, что такое способности, задатки, таланты и склонности. Часто эти слова используют, как синонимы, но в вопросах науки за каждым термином закрепляется точное значение и толкование, безо всяких "похоже" и "примерно".

Почти все можно измерить, задатки ребенка тоже. Источник - яндекс картинки.
Почти все можно измерить, задатки ребенка тоже. Источник - яндекс картинки.

Итак, ребенок рождается с базовым набором физических возможностей - зрение, слух, осязание, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность. К ним добавляется темперамент - это скорость и устойчивость протекания нервных процессов. Грубо говоря, это как часто меняется настроение, насколько оно стабильно, как сильно переживаются эмоции, и легко ли они переключаются. В этом же компоте плотно привязаны внимание, его объем, устойчивость, произвольность, скорость переключения и прочая светотень.

То есть, ребенок не просто носитель неких "способностей", а сложная система, где все движения души, ума и тела связаны между собой и открывание глаз запускает в мозгу и всем теле разные процессы, с разными настройками, параметрами, мощностями.

Нет у ребенка "таланта к музыке" или "способности к состраданию", он рождается с ЗАДАТКАМИ способностей, то есть физическими качествами, которые он сможет развить (или не сможет, среда, условия, окружение не позволит) в СПОСОБНОСТИ, которые уже сложатся или не сложатся в талант. Задатками называют чувствительность к цвету, обостренное обоняние или быстрая моторная реакция мускулов, потенциально более устойчивое внимание (предпосылка к аналитическим способностям которые могут лечь в основу рисования или психологии, или математики, физики, любой деятельности, где требуется концентрация), то есть физический задаток может быть основой для разных способностей.

Игра с кошкой может привести к большему успеху, чем скрипка. Дело в задатках и способностях. Источник - яндекс картинки.
Игра с кошкой может привести к большему успеху, чем скрипка. Дело в задатках и способностях. Источник - яндекс картинки.

Высокая физическая выносливость - хорошее сердце, объем легких, обмен веществ в мускулатуре - могут быть задатками как танцора, так и спортсмена, актера театра или пожарного. Это только задаток, в какую способность он перерастет - вопрос времени и воспитания. Ведь к физической выносливости может прилагаться флегматичный темперамент, равнодушный к танцам, но склонный к монотонной деятельности, например, гребле.

Задаток из острого слуха может стать способностью к музыке, а может развиться в острый фонематический слух и вкупе с хорошей памятью дать талантливого лингвиста или артиста кино или театра. Певца, гипнотизера, юмориста, педагога. Голос и интонации - очень сильный социальный инструмент.

Как выявить задатки и помочь развиться способностям? Давать ребенку разнообразную деятельность, где поощрением должен служить сам процесс, удовольствие от деятельности. Это возможно при совместной игре - давай вместе строить домик, рисовать, лепить, петь, кричать голосами разных животных, кидать палки, месить тесто, пилить деревяшку, мять бумагу, изображать мультяшных героев, сочинять сказки, играть с водой и песком. Во время игры обращайте внимание, что поглощает внимание вашего друга - возможно, что ему не нравится что-то делать руками, но он в восторге от шумных шалостей, ему важно внимание и признание, значит, его задатки лежат в области социального взаимодействия, ему нужен коллектив, где он сможет стать творцом, руководителем или помощником для других людей.

Игра вместе с родителями дает возможность познакомить его с разными видами деятельности и заметить, к какой игре он возвращается самостоятельно, что ему нравится и к чему у него есть способности. Источник - яндекс картинки.
Игра вместе с родителями дает возможность познакомить его с разными видами деятельности и заметить, к какой игре он возвращается самостоятельно, что ему нравится и к чему у него есть способности. Источник - яндекс картинки.

Как найти свои способности? Взрослому человеку все также надо идти сначала, какие задатки у вас есть? Что вам дается легко? А что доставляет удовольствие? Во что вы увлеченно играли в детстве, как эту деятельность можно перенести во взрослую жизнь? В какие моменты вы чувствуете, что живете не зря, на полную катушку, по-настоящему? Вот это и есть ваши способности. Ваши таланты. Пробуйте новое, разное, то, для чего ваши задатки подходят лучше всего. А признание и успех обязательно придут. Главное - получать радость и удовольствие от процесса.