Гендерные различия в разных странах демонстрируются по-разному. И хоть сейчас ситуация лучше, чем 50 лет назад, до полного равенства нам еще далеко. Во многих исследованиях было рассмотрено, могут ли такие изменения влиять на продуктивность и успеваемость людей. Здесь мы сосредотачиваемся на роли общественных ценностей в отношении гендерного равенства, которые могут оказывать более распространенное влияние.
Мы объединили все имеющиеся в стране показатели успеваемости мальчиков и девочек в период между 2000 и 2015 годами в рамках оценок по математике, естественным наукам и чтению. Затем была проанализирована связь между гендерными различиями и страновыми уровнями гендерных равноправных ценностей, с учетом уровня жизни в стране и показателей гендерного равенства в возможностях. Гендерно-эгалитарные ценности выступили в качестве наиболее важного показателя.
В частности, повышение равноправия мужчин и женщин было связано с улучшением показателей мальчиков по сравнению с девочками в тех же странах. Эта модель сохраняется в чтении, где мальчики во всем мире работают значительно хуже, чем девочки, а также в математике и естественных науках, где гендерные различия в успеваемости невелики и могут быть предпочтительны для мальчиков или девочек. Наши результаты показывают ранее недооцененную роль культурных ценностей в смягчении гендерных различий в успеваемости. а также в математике и естественных науках, где гендерные различия в производительности невелики и могут быть предпочтительны для мальчиков или девочек.
Рост гендерных эгалитарных ценностей в промышленно развитых и постиндустриальных обществах имел широкий спектр последствий. В настоящее время это почти универсальное явление, когда девочки превосходят мальчиков в школе и что гендерные различия в показателях успеваемости и отсева из школ предпочтительнее для девочек, даже в развивающихся странах. Многие исследователи обеспокоены тем, что мальчики отстают в школе. Тем не менее, гендерные различия в достижениях варьируются в зависимости от академических областей. Это особенно хорошо задокументировано в отношении эффективности стандартных тестов в области чтения и математики; среднестатистическая девочка всегда превосходит среднестатистического мальчика по чтению, но в некоторых странах обратное соотношение имеет место для математики. Другими словами, гендерные различия в показателях чтения последовательно отдают предпочтение девочкам, в то время как направление гендерных различий в показателях по математике варьируется в зависимости от страны (и может также изменяться во времени внутри страны).
Может ли быть так, что относительные достижения мальчиков и девочек в стране зависят от уровня гендерного равенства? Эта идея существует уже несколько десятилетий ( Бейкер и Джонс, 1993 ). Он был рассмотрен в ряде исследований с использованием международных наборов данных о достижениях по стандартизированным тестам, таких как Программа международной оценки учащихся. Обнаружили, что относительные математические достижения мальчиков и девочек в PISA 2003 года были отрицательно связаны с показателями гендерного равенства в возможностях на уровне страны. Однако этот вывод не был подтвержден. Результаты различаются по волнам из-за различий в выборках стран, а также из-за ошибки выборки внутри стран. Из общего количества данных неясно, существует ли какая-либо устойчивая связь между относительными математическими достижениями мальчиков и девочек и гендерным равенством возможностей.
Стоит подчеркнуть, что по-прежнему существует множество необъяснимых различий в гендерных различиях в достижениях. Доказано, что относительные математические достижения мальчиков и девочек в Гане были намного выше, чем ожидалось от одних только гендерных равноправных ценностей, тогда как Швеция, Норвегия, Кипр, Тринидад и Тобаго и Доминиканская Республика развиваются в противоположном направлении. Будущие исследования могут быть более точными, чтобы дать четкую статистику. Например, было бы интересно понять, почему две последние карибские страны так сильно отличаются от соседних латиноамериканских стран в отношении гендерных различий в достижениях, учитывая, что они имеют одинаковые уровни равноправия полов.