Запуск онлайн-бизнеса процесс непредсказуемый. Для кого-то — быстрый старт продаж, рост прибыли и толчок к дальнейшему развитию. Для других — слив ресурсов: денег, времени, усилий и инвестиций. Вторых —гораздо больше, чем первых. По статистике Startup Genome Report успеха в бизнесе добивается совсем небольшой процент.
92% стартапов умирают на стадии запуска, 74% переоценивают свои силы и закрываются в момент развития. Почему так? Причины выхода из бизнеса могут быть разные: проблемы с маркетингом, определением целевой ниши, слишком раннее масштабирование проекта. Давайте разбираться, как избежать провала и вывести бизнес на новый уровень.
В этой статье мы расскажем, как новичку увеличить шансы на успех интернет-магазина или корпоративного сайта и что делать для его продвижения.
Только прибыль, ничего лишнего
Задайте вопрос: «Что самое главное для вашего бизнеса?». Это станет основной мотивацией и топливом для дальнейшего развития. Сколько бы причин вы не нашли, главное — это прибыль. Не поиск новых инвесторов, не увеличение базы клиентов или создание красивого дизайна. Ваша цель — заработать деньги. Для этого нужно:
- Определить целевую нишу и понять, кто ваш клиент
- Уметь планировать и учитывать все расходы
- Собрать команду, которая будет заинтересована в работе
- Продумать технические моменты
- Упорно работать: создавать и тестировать новое.
Поделимся опытом Николая: он хорошо разбирается в отделочных работах и ремонте «под ключ», умеет подбирать материалы, поддерживает связи с владельцами строительных магазинов. Для продвижения своего бизнеса он обратился к дорогому дизайнеру, чтобы создать красивое портфолио. Прошел месяц, но количество заявок не увеличилось. Связаться с Николаем можно только по телефону, оплата — только наличными, рассчитать стоимость выполнения проекта с помощью онлайн-калькулятора заказчик не может.
Портфолио не сработало — никто не будет платить за красоту. Клиенты оформят заказ, если предусмотрены несколько способов оплаты, настроены формы обратной связи, очевидна гарантия хорошего качество. Прибыль приносит то, что дает реальную пользу, а не только красивую картинку.
Долго запрягать — медленно ехать
Как начать свой онлайн-проект? Нужно «взять и сделать». Такая формулировка вызывает когнитивный диссонанс среди новичков. Но это не призыв бездумно прыгать в океан бизнеса, где вы станете легкой добычей для «больших акул».
Можно годами изучать нишу, откладывать деньги на запуск, а в результате зря потратить время. Без опыта создания интернет-магазина много сил уходит на изучение бизнес-процессов: чтение кейсов и статей, участие в вебинарах и тренингах. Даже если информация полезная, реальных навыков вы не получите.
Попробуйте вложить небольшую сумму в один товар и реализовать его. Это минимальный продукт — MVP. Он важен для того, чтобы проверить вашу идею и получить обратную связь от пользователей. Понять, что им нужно и наоборот, не интересно – за это они не станут платить. Тестируйте на маленьком продукте все, что можно. Это поможет:
- Сэкономить деньги, не вложиться в провальный проект
- Проверить, насколько продукт интересен для пользователей
- Собрать базу потенциальных клиентов и единомышленников.
Используйте несколько механик, не пошло — возьмите другой товар. Проверять на MVP можно все, что угодно. Тестируйте нишу подобным способом и получите опыт работы с конкретным рынком. Еще лучше, запустите несколько ниш и узнайте больше информации о том с чем стоит работать, от чего лучше отказаться. Как правило, от запуска тестирования и понимания, что можно улучшить, проходит около 1-2 месяцев.
Рекламу запускайте тоже итерациями — постепенно, по разделам каталога или тематикам. Выберите несколько самых прибыльных категорий и протестируйте на них, как работает интернет-магазин.
1 неделя — настройте рекламу для товара Х. Смотрите, анализируйте клики, продажи, вопросы, которые задают пользователи в чате или по телефону. Вносите коррективы.
2 неделя — запустите рекламу товаров Y, анализируйте эффективность и обратную связь.
3 неделя — запустите рекламу следующих товаров. И так далее.
Итог: мини-эксперименты покажут, над чем стоит работать и помогут не слить бюджеты впустую.
В здоровом бизнесе — командный дух
Даже если вы квалифицированный специалист и идея создания продукта принадлежит вам — не пытайтесь все делать самостоятельно. В любом бизнесе важна команда. Определите, что вы делаете лучше всего и кто нужен для старта проекта. Возможно, вы хороший маркетолог, но ваши знания в дизайне — на уровне дилетанта, а в программировании — равны нулю. Ищите единомышленников-энтузиастов, которые способны развивать бизнес и не сдаваться после первого неудачного тестирования.
Помните, ваше время не бесплатно. Занимаясь всем самостоятельно вы тратите огромное количество сил, которые могли пойти на более важные вещи. Ответьте на простые вопросы:
- Кто будет создавать контент?
- Кто нарисует баннеры?
- Как будут загружаться товары?
- Кто будет заниматься техническими работами и поддержкой сайта на старте?
Распределите обязанности и приступайте к работе. Если в начале бизнеса спустить время на «чужую» работу, значительного эффекта не будет.
Научитесь ставить цели. Избегайте огромных технических заданий — невозможно описать интернет-проект так, чтобы в результате получилось, как написано. Эффективнее использовать планировщик задач. Разделите проект на десятки небольших и понятных задач. Потом поделите задачу еще на несколько и отдавайте в работу.
Это позволит ранжировать задачи по значимости. Например, ваш копирайтер говорит: «Я выполню это задание за 6 дней и возьму столько-то» — это позволит определить порядок приоритетов. Знание, сколько времени и денег занимает конкретная задача позволяет понять, нужна она сейчас или нет.
Используйте удобные сервисы для автоматизации бизнес-процессов. Например, в CRM Flowlu вы можете создавать задачи, в том числе регулярные, отслеживать сколько времени на выполнение ушло, какие задания в работе.
Планирование: от целей к прибыли
Планирование и бюджетирование — ключевые навыки для бизнеса. Должно быть четкое представление, сколько денег в вашем распоряжении сейчас и как эта цифра изменится при развитии. Ведите аналитику с 1 дня запуска: собирайте статистику с помощью профессиональных инструментов: Яндекс.Метрики и Google Analytics. Подробнее, как настроить и что считать на старте проекта мы описали в нашей статье.
Важно помнить про зарплату. Если расчет производится вовремя, человек чувствует себя уверенно, ему комфортно работать и сосредоточиться только на поставленных задачах. Это формирует доверие и укрепляет вашу команду. Ваша зарплата — тоже важный пункт финансового плана. Вы человек, которому нужен отпуск и деньги на личную жизнь. Закладывайте свое вознаграждение изначально.
Готовые решения: вжух и ваш сайт работает
Не пытайтесь изобрести велосипед — используйте готовые решения. Это сэкономит время, усилия и деньги. Зачем писать проект с нуля, когда можно подобрать готовый шаблон. Плюс готового сайта — быстрый запуск за 1 день, возможность постепенно развиваться и заказывать доработки.
Светлана и Ян запустили интернет-магазин оригинальных подарков. Выбирали готовое решение Аспро: Next с продвинутой мулитеригорнальностью и доступный хостинг от RedDock. Поставили регулярные задачи копирайтеру писать статьи в блог и описания товаров, а дизайнеру создавать баннеры и изображения.
Наполнили сайт контентом и начали продавать. Через месяц после запуска подключили службы доставки и системы оплаты, потом заказали платную настройку интеграции с 1С — дела пошли еще лучше.
Через пару месяцев поняли какие товары хорошо продаются в их интернет-магазине. Учитывая это, заказали базовое SEO для ходовых категорий.
Поработали над карточкой товара — хорошо, что на готовых решениях регулярно выходят обновления, чтобы увеличить конверсию. Спустя полгода решили масштабироваться и вышли в другие регионы.
Другой пример: Василий решил создать сайт с нуля, упорно работал над идеальным оформлением: переносил кнопки на пару пикселей влево, картинки в карточке товара — вправо. Сразу решил подключить интеграцию с 1С. В итоге, через пару месяцев сайт так и не был запущен, Василий остался недоволен работой программиста и продолжил вносить правки в свой проект.
Избежать таких сложностей помогают готовые шаблоны. С их помощью можно быстро запустить сайт примерно в 10 раз дешевле, чем проект с аналогичным функционалом, созданным с нуля. А дальше, постепенно развивать и масштабироваться.
Клиенты на всю жизнь
С момента запуска онлайн-проекта важно заниматься клиентской поддержкой и следить, как это делают менеджеры. Так можно понять потребности заказчиков, ваши сильные и слабые стороны. Возможно, с рекламы пришло 10 человек, а заказ оформил только 1. Что стало с другими? Им не понравился товар, менеджер вовремя не отправил письмо или пропустил звонок? Такое бывает — главное, вовремя выявить и устранить проблему.
Чтобы это не случилось, интегрируйте популярные CRM c сайтом, например Битрикс24, Flowlu или amoCRM. Вы соберете данные о всех ваших клиентах в одном месте, они автоматически распределяются между менеджерами. Вы сможете:
- смотреть сколько лидов пришло с сайта
- сколько заполнили форму обратной связи
- смотреть сколько оплат прошло, чтобы ускорить менеджеров, если видите спад
- анализировать, как менеджер работает с заявками и какая нагрузка была в течение месяца
- ставить задачи и контролировать процесс выполнения.
Подведем итоги
К сожалению, при запуске онлайн-бизнеса невозможно всему научиться на чужом опыте и избежать положенного числа граблей. Учитывайте наши советы, тестируйте, делайте выводы. Не тратьте время на долгую подготовку — можно годами ждать подходящего момента, а ваши конкуренты возьмут и запустят аналогичный онлайн-проект. Не останавливайтесь при первой неудаче: собирайте обратную связь, ведите аналитику, автоматизируйте бизнес-процессы и заходите на новый круг!