Найти тему
Алексей Степанов

Получаем до 20 млн рублей от государства на инновации. Введение

Оглавление

Если вы не читали предыдущие мои статьи по данной теме. То начните сначала. Первая статья
На
сайте удобно просматривать список статей


Прежде чем начать подготовку заявки на примерах я хочу поднять несколько "организационных" вопросов.

1. Эффект Даннинга-Крюгера

Большинство проектов считают себя довольно перспективными и не готовы прислушиваться к объективной критике и обратной связи. Они не могут увидеть точку роста, потому что думают, что уже достигли интеллектуальной вершины.

Я призываю каждого не стать жертвой собственной гордыни.

Сократ говорил «я знаю, что ничего не знаю». Если мы исходим от обратного, что мы уже многое знаем, то крайне вероятно, что находимся в самом начала кривой Даннига-Крюгера.

Я уже стараюсь ничего не доказывать упертым стартаперам, которых я консультирую по их заявкам. Они пытаются убедить меня в том, что я в чем то не прав в отношении их заявки. Экспертам ни кто точно ничего не докажет. Поэтому я рекомендую прислушиваться не к собственным внутренним убеждениями, а к мнению экспертов. В нашем случае к моим статьям и делать так как я рекомендую.

К сожалению парадокс Даннинга-Крюгера касается не только заявителей, но и некоторых экспертов! Так будучи преподавателя в университете с зарплатой в 20 т.р. и ни разу в жизни не создав собственный бизнес, они всерьез уверенны, что компетентны оценить коммерческий потенциал проект на десятки-сотни миллионов рублей. Уважаемые коллеги эксперты, я также призываю всех нас постоянно развиваться и быть самокритичными.

2. Забудьте, что знаете о своем проекте

Не важно, что вы знаете о своем проекте, важно только то, что сможете донести до экспертов.

Все что не доказано вами будет помечено экспертом как голословно. Здесь действует презумпция проекта-неудачника. Проект провальный пока не доказано обратное. Новизны у проекта нет, пока не доказано обратное. Рынка у проекта нет, пока не доказано обратное. Команда не укомплектована, пока не доказано обратное. Конкуренты вас сильнее, пока не доказано обратное.

Эксперт видит только вашу заявку и все что вы знали и считали самоочевидным и банальным, но при этом не приложили как доказательство к заявке, будет считаться как отсутствующее.

Если вы показали свою заявку 16 летнему ребенку, и он не понял, о чем проект, то высока вероятность, что и эксперт не поймет. Не потому что эксперт глупый, а потому что, вероятно, вы изложили материал не понятно.

Все что эксперт не понял или в чем сомневается, будет трактоваться не в вашу пользу.

Излагайте материал четко и без воды, каждая мысль по полочкам, каждое слово прикрепите доказательство.

3. Шансы на поддержку

Какие шансы на поддержку, какие шансы, что "дадут деньги"? Стоит ли поэтому подавать заявку и выделять на это драгоценное время?

Конечно стоит!!! Но статистика здесь не работает, поэтому к подготовке заявки нужно подойти с умом!

Многие ошибочно думают, что если будет подано 2000 заявок в квартал и 200 из них будет поддержано, то шанс каждой заявки 10%. Это не так!

Это то же самое, что говорить о 50% вероятности увидеть динозавра открыв холодильник. Исходя из того, что у нас есть только два исхода (увидеть или не увидеть).

Приведу метафору. Представьте, что 10 олимпийских бегунов уже выстроились на старте для забега. И тут мы заменяем одного из них на случайного прохожего. Теперь вопрос знатокам: какие шансы у этого прохожего занять 1-е место?

-2

Можно конечно начать придумывать, про сказочные метеориты упавшие на 9 других бегунов. Но мы реалисты и понимаем, что на практике шансы равны нулю.

С заявками тоже самое. Есть из 2000 пул заявок, примерно ~400, которые имеют шансы близкие к 50%, остальные 1600 порядка 1-2%. Это конечно условное разделение, но смысл надеюсь понятен.

И по сути задача любого заявителя - попасть в этот пул заявок с высоким шансом. Осталось тогда теперь понять, чем одни заявки отличаются от других.

Именно это мы и разбираем в статьях!

4. Два типа инноваций

-3

Умные наши предшественники инноваторы выяснили, что инноваций на самом деле есть два типа! По дилемме инноватора это «поддерживающие» и «подрывные».

Вообще говоря, раз проекты двух типов, то и подходы к ним разные. А, следовательно, и критерии оценка должны быть разные. Но пока всех оценивают в прокрустовом ложе.

Подрывные инновации делают стартапы. Здесь у нас высокие риски, большая неопределенность, но потенциальные дивиденты высоки, рынки маленькие, но растут очень быстро.

Поддерживающие инновации это те, которые работают на устоявшихся рынках, рынки большие, скорость роста не высокая. Риски проекта меньше, но и потенциальные диведенты значительно меньше, чем в стартапе.

Я не буду пересказывать всю книгу. Читаем ее, просвещаемся! Учитывая, что дилемма инноватора - одна из любимых книг Стива Джобса.

5. Последовательность подготовки заявки

Я прикреплю файл с критериями, которые выработал я сам. По ним вы можете отслеживать прогресс подготовки. Красным я выделил, то что является критически важным и без чего вы можете считать, что шансы на поддержку близки к нулю.

Ссылка на файл с критериями

Чем больше пунктов вы сделаете, тем выше шансы. Важно при этом, что каждый пункт должен еще проходить проверку на адекватность. Так многие заявители могут описать тот или иной пункт, но эксперты его не примут, потому что сочли не доказанным или не имеющим реальной ценности для экспертизы.

Бизнес-модель - коммерция – наука – аннотация. В такой последовательно рекомендую прорабатывать заявку.

Итерационность. Идеальную заявку сделать невозможно. Поэтому, быстро подготовили черновую версию заявки по всем пунктам и повторяем процесс, улучшая заявку, приближая ее к недостижимому идеалу.

6. Сколько времени занимает подготовка заявки?

Тут очень сильно зависит от квалификации команды и стадии подготовки проекта.

Если проект только стартует, то квалифицированная команда из 3 человек может подготовить достойную заявку за 1,5 месяца.

Если проект существует долгое время, то многие материалы для заявки уже будут готовы и время сильно сократится. Если проект, например, уже делает какие-то продажи, то это сильно сократит также время на сбор доказательств востребованности продукта на рынке.

Если над заявкой работают 3 человека, то условно можно разделить следующим образом:

- если проект на стадии идеи, то это примерно 6-8 недель

- если есть первые не стабильные продажи, то 2-3 недели

- если у проекта уже вырисовывается динамика развития, то 1 неделя

7. Обязательно к изучению

Есть ряд книг, которые я считаю минимально необходимыми к изучению любым инноватором. Мало кому повезло родиться в семье успешных предпринимателей и получить такие знания по наследству.

-4

1. Дилемма Инноватора. (одна из любимых книг Стива Джобса)

2. Lean Startup. (современный подход к созданию успешных проектов)

3. Бизнес-модели. Оливер Гасман. (Бизнес-модель всему голова!)

4. Идеальный питч. (Привлечь инвестиции или гранты без питча практически нереально)

5. Самый богатый человек в Вавилоне и "богатый папа, бедный папа". (Пока у нас нет порядка в личных финансах, нужно забыть про порядок в финансах компании)

Также очень рекомендую: сериал "Мужчины, которые построили Америку", сериал "Кремниевая долина" 1-2 сезон, фильм "Игра на понижение", фильм "Джой", фильм "Основатель".

====================

Кто не испугался объема предстоящей работы и видит потенциал в своем проекте, то переходим к следующей статье, где уже будет первая конкретика.

Следующая статья