Найти в Дзене
От Весны До Осени

Тест Карла Дункера

Всем привет, дорогие читатели. Хочу с вами поделиться информацией об одном феномене, с которым я встречаюсь уже второй раз. Первый, когда я просматривал какой-то фильм и не обратил на это внимание, второй, когда читал книгу Алексея Маркова "Хулиномика". Загуглил этот тест и сразу же нашел на него интуитивный ответ т.к он вспомнился у меня из фильма( сам фильм я, к сожалению, забыл, но я хотел этот фрагмент вставить). Итак начнем.

В 1945 году немецкий психолог Карл Дункер решил продемонстрировать, а позже и открыл, очень интересный феномен - функциональная закреплённость. Ее суть заключается в том, что используемый (функционально) определённым образом предмет трудно потом использовать иначе, например, в задачах на дивергентное мышление Гилфорда часто используют кирпич или открытую консервную банку, ведь у них есть множество других функций, помимо использования в стройке зданий и хранении еды.

Чтобы доказать этот феномен Дункер провел один интересный эксперимент. Давайте и мы с вами его пройдем?

Перед вами свеча, коробок спичек и коробка с кнопками.
Перед вами свеча, коробок спичек и коробка с кнопками.

Если у вас имеется: свеча, коробка спичек и коробка кнопок. Как сделать так чтобы закрепить свечу на стене и чтобы воск при этом не капал на пол или на стену? Тест достаточно простой, решить эту задачу могут абсолютно все, это лишь вопрос времени, либо творческого подхода.

Некоторые люди начинают попытки прикрепить свечу к стене кнопками. Другие считают, что лучше всего зажечь свечу, расплавить кончик и приклеить её к стене. Идея грандиозная, но… не получается. В конечном итоге, большинство участников находят решение: нужно высыпать кнопки из коробки, закрепить коробку на стене кнопками и поставить в неё свечу. Ключевой момент в данном тесте - это преодоление функциональной закрепленности. Как это проявляется? Вы смотрите на коробку и видите лишь хранилище для кнопок, не представляя что она может быть использована как-то по-другому. Но ведь она может иметь иную функцию, например, стать платформой для свечи. Вот она – «загадка свечи».

Правильное решение задачи Дункера
Правильное решение задачи Дункера

Почему некоторым взрослым трудно справиться с этой задачей?

Взрослым труднее находят решение, поскольку они слишком убеждены в том, что коробка нужна для хранения кнопок. Пятилетние малыши еще не очень хорошо осознают главную функцию коробки и не скованы влиянием префронтальной коры т.к она только формируется. Поэтому они могут предложить новые и необычные пути использования коробки. В результате они чаще находят творческое решение.