Сегодня хочу "на пальцах" рассказать зачем же компании выпускают акции. В чем смысл для текущих владельцев компании это делать? Как это повлияет на дальнейшую судьбу компании?
Вcем доброго времени суток!
Многие из нас знают что такое акция, но не все задумываются зачем же вообще их придумали. Итак, позвольте вкратце мне напомнить общеизвестное определение термина акция:
- это долевая ценная бумага (доля в бизнесе), дающая право для своего держателя получать пропорциональную долю прибыли компании (т.е. выплаты в виде дивидендов).
Конечно, акции бывают различных типов и приведенное мной определение не является самым точным, но для простоты давайте ограничимся этим определением.
Многие могут справедливо возразить, мол так в чем смысл? Бизнес ведь и до этого имел какую-то форму собственности (например, "ООО") и сейчас он находится в чьей-то собственности. Да и зачем текущие владельцы крупных компаний будут продавать долю в своем бизнесе неограниченному кругу лиц? Зачем такие сложности?
На самом деле все вполне рационально. Представим ситуацию в виде упрощенной модели: есть Петя Петров и Ваня Иванов. Каждый из них скидывается по 500 тыс. рублей и на эти деньги они открывают кафе. Таким образом, у Пети и у Вани доли в бизнесе ровно по 50%.
Для простоты восприятия предположим, что ни Петя, ни Ваня сами не работают в этом кафе. Им повезло нанять честный и талантливый менеджмент, который занимается управлением и всей операционной деятельностью. Самим же владельцам только и остается, что собираться время от времени и решать как же им лучше распределить чистую прибыль. Например, можно оставить на развитие кафе или же построить на эти деньги дачу и съездить на отдых.
И вдруг Петя и Ваня хотят высвободить часть денег для нового проекта. Они посчитали, что если они продадут 20% своего кафе (каждый продаст по 10%), то этих денег им должно хватить. Да я контроль над кафе они не потеряют, т.к. у них остается аж 80%.
Но тут они столкнулись с двумя проблемами:
- Сложно найти покупателя на всю долю в 20%;
- Во сколько оценить эту долю?
И тут им в голову приходит идея: изменить форму собственности компании с "ООО" на "ПАО", т.е. создать публичное акционерное общество. Для простоты будем считать, что выпущено всего 100 акций, что равняется 100% долей предприятия. Пете и Ване на данный момент принадлежит по 50 акций, но каждый из них выведет на биржу по 10 акций (итого, будут свободно обращаются на бирже 20 акций или 20% всей компании).
Что это дает нашим героям? На самом деле многое. Покупатели и продавцы акций на бирже теперь могут со стороны оценивать стоимость 1/100 части компании. Если Петя и Ваня разместили на бирже свои акции по 20 тыс. руб./штука, то покупатели оценят целесообразность такой покупки. Они посмотрят сколько зарабатывает это кафе и какие у него есть обязательства. Потом вычислят какая доля чистой прибыли будет приходиться на одну акцию. Также они оценят перспективы развития этого кафе (местоположение, есть ли рядом сильные конкуренты и т.п.). В итоге может оказаться, что рыночная цена такой акции, скажем, 18 тыс. рублей и тогда капитализация (стоимость) всего бизнеса будет равна: 18 тыс.*100 = 1,8 млн. рублей.
Конечно, никто из мелких акционеров не может знать всего положения дел в компании. Доля таких миноритарных акционеров слишком мала, чтобы хоть как-то влиять на управление компании. Они оценивают бизнес лишь по публичной отчетности компании (сколько она зарабатывает, какие расходы). Однако оценка извне перспектив всего бизнеса и возможность видеть рыночную цену компании подталкивает крупных акционеров к такому шагу.
Конечно, приведенный пример очень упрощенный и здесь не рассмотрен случай, когда компания привлекает инвестиции на свое развитие в рамках IPO (об этом расскажу позже).
Надеюсь, что материал был интересен и полезен. Ставите лайки и подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи!