Найти в Дзене
Филиал Карамзина

Как русских продавали в рабство

Оглавление

Различные формы рабства пронизывают всю человеческую историю с тех самых пор, как эта история началась, по письменным памятникам, и вплоть до современности. Рабство на Руси известно с возникновения в ней государственности. Официально оно было отменено только в 1861 году, однако по сей день то и дело обнаруживаются шокирующие факты нелегального владения людьми как собственностью.

Холопство в древней Руси

По «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (11 век) известны холопы (женский род – робá) и их разновидность – челядь (единственное число – челядин). Обычно считается, что челядью называли рабов, взятых в домашнее услужение, но есть мнение, что челядь это иноземные пленники, а холопы это свои же русские, утратившие свободу из-за долгов.

Кадр из фильма "Холоп" 2019г.
Кадр из фильма "Холоп" 2019г.

Первоначально древние славяне, видимо, обращали в рабство только чужеземцев. Однако с развитием денежных отношений, с появлением богатых и бедных, в холопы стали обращать и своих.

Работорговля была одной из статей древнерусского экспорта в Византию. Неизвестно, продавали русские князья в Царьграде рабов только из взятых ими пленников в войнах с чудью, хазарами, печенегами и т.д., либо также из подвластных им славян. Скорее всего, тех и других.

Невольничий рынок в Кафе
Невольничий рынок в Кафе

Холоп в Киевско-Новгородской Руси был полной собственностью господина, который мог даже убить его безнаказанно. Если холопа убивал кто-то другой, то он обязан был только возместить хозяину рыночную цену холопа. Но холопство не было массовым. Крестьянство в древней Руси было лично свободным. По источникам неизвестно, чтобы там существовали рынки рабов.

Татарские набеги

Но иноземные набеги на Русь приводили к массовому уводу в рабство русского населения. Это делали хазары, печенеги, половцы и в особенности татары. Татары, совершая набег, обычно убивали мужчин, а в рабство уводили женщин и детей. Их гнали много дней и в жару, и в стужу, на невольничье рынки у Чёрного моря. Многие гибли в пути – происходил своеобразный «естественный отбор», и выживали только самые крепкие, подтверждая тем самым свою рыночную ценность.

-4

Дальше итальянские купцы перепродавали русских богатым покупателям из разных стран, главным образом мусульманских. В.О. Ключевский писал:

«Кафа [Феодосия] была главным невольничьим рынком, где всегда можно было найти десятки тысяч пленников и пленниц из Польши, Литвы и Московии. Здесь их грузили на корабли и развозили в Константинополь, Анатолию и в другие края Европы, Азии и Африки. В 16 веке в городах по берегам морей Чёрного и Средиземного можно было встретить немало рабынь, которые укачивали хозяйских ребят польской или русской колыбельной песней. Во всём Крыму не было другой прислуги, кроме пленников. Московские полоняники за своё умение бегать ценились на крымских рынках дешевле польских и литовских; выводя живой товар на рынок гуськом, целыми десятками, скованными за шею, продавцы громко кричали, что это рабы самые свежие, простые, нехитрые, только что привезённые из народа королевского, польского, а не московского».

-5

Расцвет крепостничества

В начале 18 века в России на полтора столетия утвердилось жёсткое крепостное право помещиков на крестьян, и развился внутренний рынок рабов.

Дореволюционный историк В.И. Семевский в книге «Крестьяне в царствование императрицы Екатерины» приводил свидетельства современников о продаже крепостных на ярмарках. Один путешественник видел, «как на площади в Туле продавали сразу сорок девушек. “Купи нас, купи”, – наперебой просили его девушки». Одним из наиболее оборотистых мест оптовой и розничной продажи крепостных была Урюпинская ярмарка. «Бывало, наша барыня отберёт людей – парней да девок – человек тридцать, мы посажаем их на тройки, да и повезём на Урюпинскую ярмарку продавать,… – рассказывал один крестьянин Саратовской губернии. – Уж сколько вою бывало на селе, когда начнёт барыня собираться на Урюпино!»

-6

Урюпинская ярмарка служила также одним из мест продажи русских людей их хозяевами-помещиками в иноземное рабство. По свидетельству историка М.И. Пыляева, там «парней и девушек покупали преимущественно армяне для сбыта в Турцию». Эта практика была прекращена только императором Николаем I в 40-х годах 19 века.

-7