Найти в Дзене

Как можно стать реально свободным. Бхагавад Гита (глава 5)

Сегодня мы продолжим изучение одного из самых интересных текстов мира в истории религиозной и философской мысли - "Бхагавад Гиту". Текст был записан в 1 тысячелетии до нашей эры. Эта поэма включена в "Махабхарату" - древнеиндийский эпос, рассказывающий о важных духовных составляющих человеческой жизни. Ссылки на первые тексты серии статей-переложений - под статьей. Предыстория: в 3141 году до нашей эры выдающийся воин-царевич Арджуна готовится к сражению во время войны, в которую его втянул двоюродный брат, отнявший царство у семьи Арджуны. Войска готовы к бою, но в этот момент Арджуна теряет моральные силы: среди его противников, которых он должен убивать во время боя - его родные и друзья, а также уважаемые наставники. Он отказывается вести войско в бой. Его возница и друг, Кришна, начинает выяснять в чем дело. По мере их разговора выясняется, что Кришна на самом деле является Аватаром, земным воплощением Божества. Он начинает объяснять Арджуне, почему тот растерян, что должен дела
Оглавление

Сегодня мы продолжим изучение одного из самых интересных текстов мира в истории религиозной и философской мысли - "Бхагавад Гиту". Текст был записан в 1 тысячелетии до нашей эры. Эта поэма включена в "Махабхарату" - древнеиндийский эпос, рассказывающий о важных духовных составляющих человеческой жизни.

Ссылки на первые тексты серии статей-переложений - под статьей.

Предыстория: в 3141 году до нашей эры выдающийся воин-царевич Арджуна готовится к сражению во время войны, в которую его втянул двоюродный брат, отнявший царство у семьи Арджуны. Войска готовы к бою, но в этот момент Арджуна теряет моральные силы: среди его противников, которых он должен убивать во время боя - его родные и друзья, а также уважаемые наставники. Он отказывается вести войско в бой. Его возница и друг, Кришна, начинает выяснять в чем дело. По мере их разговора выясняется, что Кришна на самом деле является Аватаром, земным воплощением Божества. Он начинает объяснять Арджуне, почему тот растерян, что должен делать, как относиться к этому бою, как изменить мировоззрение, во что верить и о чем думать, как пережить то, что жизнь так противоречива и сложна.

Глава 5 Сосредоточенность на цели

Арджуна не может совместить в своем сознании то, что советует ему Кришна. Он удивляется: с одной стороны, Кришна советует ему встать на путь познания и глубокого размышления, то велит избрать путь бескорыстного действия. В этих советах есть противоречие!

Кришна объясняет, что оба эти пути ведут к одной цели - освобождению (мокша). Но для большинства людей больше подходит путь действия, карма-йога. Некоторые люди, которые ищут духовного просветления, думают, что стоит им удалиться от мира, они его достигнут. Но в итоге только на некоторых и только временно нисходит душевный покой, "но чаще всего это их личное я под маской созерцательности".

По-настоящему отрешившийся от мира человек это тот, кто действует бескорыстно, не испытывает ни влечения, ни отвращения, который ни к чему не стремится и ничего не избегает. Все зависит от того, смог ли ты избавиться от личного я. Порвав с ним, освободишься от кармы.

Только наивные люди думают, что есть два пути: действия и отрешения, и что они приводят к разным результатам. На самом деле оба пути по сути одно.

Истинное знание ведет к праведному действию. А праведное действие ведет к истинному знанию. Оба пути в конце концов встречаются. В этой точке человек может постигнуть единство путей.

Очень важно понять, что нельзя отрешиться от действия, которого ты не совершил. Только путем личного опыта можно прийти к пониманию, что существовать за пределами мирских желаний лучше. Если мало опыта, человек полагается на теорию и чужое мнение. Это путь в никуда, потому что внешние проявления духовности и теоретические рассуждения несовместимы с духовным путем.

Человек, который умом погружен в Божественное, и через земные желания и заботы достигнет очищения ума. Он поймет, что глупо говорить "я делаю", потому что на самом деле делает Бог. Тогда он осознаёт свое я как Атман во всех существах на земле. Такое состояние ума и сердца ведет к конечному единению с Божественным. Именно в этой точке встречаются путь отрешения и путь действия.

Тот, кто достиг просветления, думает примерно так: подлинный я ничего не совершаю, мое телесное я всего лишь орудие (способ, средство). Он осознает это постоянно, живя полной жизнью: он видит, слышит, обоняет, осязает, говорит и слушает, спит и просыпается. Но он понимает, что все это - не он истинный, это просто природа за работой. Это не действия истинного я. Атман находится за пределами всего земного.

Внутренне свободный человек живет, всем довольный, как внутренний обитатель и временный жилец своего тела.

"Бог установил мировой порядок, но сам остается в нем бездеятелен...не вмешивается в мирские дела людей. Каждый сам выбирает свою судьбу...Подлинная сущность, Атман, не связана с миром. Божество - это полное совершенство. В этой благословенной чистоте нет места мирским делам. Кто думает иначе, тот невежда".

Свет мудрости

Тот, кто сливается с Богом, тот покидает круговорот рождений и смертей, чтобы больше никогда не рождаться. Такие люди смотрят одинаково на все создания и имеют ко всему одинаковую любовь, - и к духовно развитым людям, и к нижайшим из низких, даже к корове или к собаке. Кто подлинно постиг Брахмана, тот во всем видит одно лишь Божество. Они понимают, что ничего не существует помимо Бога. Их разум нацелен на единение с ним. Божество совершенно, и эти люди, подобно ему, тоже лишены грехов и изъянов, потому что отражают высшее совершенство Бога.

Достижение блаженства Брахмана

Мудрый человек на собственном опыте испытал свое тождество Божеству (вернее, схожесть с ним). Они одинаково отреагируют и на удачу, и на неудачу. Они знают, чт радость достается только благодаря тому, что ты испытывал горе и страдания (иначе не с чем сравнить). А это слишком дорогая цена.

Такие люди не нуждаются во внешней поддержке. Они поднялись над жаждой земных удовольствий и вкушают блаженство без них.

Земные удовольствия преходящи. Там, где господствуют чувства, бесполезно искать настоящего счастья. По стопам мирских наслаждений обязательно следуют несчастья.

Если ты не можешь удовлетворить свое желание, приходит гнев. Если преодолеть гнев и желания, можно обрести счастье. Покой и радость надо искать исключительно внутри себя. Насколько освободишься от сети земных желаний, настолько будешь счастлив. Настоящие святые те, кто достиг блаженства в Божестве.

Надо стать господином над своим умом и телом, подняться над желаниями, алчностью и гневом.

В качестве упражнения для победы над умом и чувствами можно направить взгляд в средоточие духовного сознания, которое находится в точке межбровья, и постепенно уравнять вдох и выдох. Подчинив себе тело, ум, чувства и разум, уничтожив желания, страх и гнев, ты можешь достичь сознания бесконечной свободы и блаженства внутри Бога.

Всякое поклонение обращено к Всевышнему (Богу, Брахману), которые принимает все жертвенные дары. Бог есть источник всего и друг всех существ. Зная это, можно достичь места, куда ведут все пути, где разум обретает совершенный покой.

На основе перевода-переложения Джека Хоули.

Предыдущие тексты:

1. Небесная библиотека. Бхагавад Гита - песнь господа

2. Когда земля уходит из-под ног, и не знаешь, что делать. Отчаяние. Бхагавад Гита (глава 1)

3. Не привязывайся к своим желаниям и ничего не бойся, тогда получишь то, чего хочешь. Бхагавад Гита (глава 2)

4. Действуй бескорыстно, не думая о личной выгоде. Так можно избежать неприятностей. Бхагавад Гита (глава 3)

5. Между людьми изначально есть различия, но в каждом есть божество. Бхагавад Гита (глава 4)

Последующие тексты:

6. Как успокаивается ум и появляется интуиция. Бхагавад Гита (глава 6)

7. Человек думает, что мир реально существует, но это лишь иллюзия. Бхагавад Гита (глава 7)

8. Как правильно подготовиться к смерти. Бхагавад Гита (глава 8, ч. 1)

9. Что такое свободный от невежества и эгоизма Северный путь. Бхагавад Гита (глава 8 часть 2)