Сегодня мы продолжим изучение одного из самых интересных текстов мира в истории религиозной и философской мысли - "Бхагавад Гиту". Текст был записан в 1 тысячелетии до нашей эры. Эта поэма включена в "Махабхарату" - шедевр мировой литературы, повествующий о высотах и глубинах человеческой души.
Ссылки на первые тексты серии статей-переложений - под статьей.
Предыстория: в 3141 году до нашей эры выдающийся воин-царевич Арджуна готовится к сражению во время войны, в которую его втянул двоюродный брат, отнявший царство у семьи Арджуны. Войска готовы к бою, но в этот момент Арджуна теряет моральные силы: среди его противников, которых он должен убивать во время боя - его родные и друзья, а также уважаемые наставники. Он отказывается вести войско в бой. Его возница и друг, Кришна, начинает выяснять в чем дело. По мере их разговора выясняется, что Кришна на самом деле является Аватаром, земным воплощением Божества. Он начинает объяснять Арджуне, почему тот растерян, что должен делать, как относиться к этому бою, как изменить мировоззрение, во что верить и о чем думать, как пережить то, что жизнь так противоречива и сложна.
Глава 4 "Совершенно знание, действие и отрешенность"
"Каким бы путем ни шел ко Мне человек, он достигнет Меня...Все пути приводят ко Мне".
Когда Кришна признался Аджуне, что он лично открывал вечные истины всем тем, кто изначально жил на земле, а они их передавали своим детям, Арджуна засомневался: как это может быть, ведь Кришна всего на 5-6 лет старше его? Кришна объяснил: Я не рождаюсь и не умираю, но простые смертные, видя, как я появляюсь и ухожу, думают, что это мои новые рождения; мы оба, ты и Я, претерпели множество рождений, но ты их позабыл, а Я помню.
"Я осознаю непрерывность Моего существования как Атмана на протяжении бесчисленных веков, ты же не ведаешь о своем Атмане, своей непреходящей Сущности. В этом разница между нами".
Кришна также пояснил, что Он - Божественная суть всех существ и не рождается и не умирает. Однако иногда Он появляется в земном воплощении и может казаться человеком, но это лишь майя - сила иллюзии.
Кришна объясняет, в какие моменты он воплощается: это происходит, когда добро ослабевает, а зло усиливается. Он делает это, чтобы помочь людям восстановить гармонию в соотношении добра и зла, объяснить людям их высшее предназначение и смысл жизни, показать пример. Люди изнутри управляются Божеством, своей сокровенной Сущностью. Осознав это, избранные ищут прибежища в Атмане (Внутренней Сущности). Они очищаются от себялюбия, гнева и страха и достигают Высшей цели, в результате чего становятся едины с Божеством.
"У меня нет любимчиков. Как обратится ко мне человек, так я его и приму. Кто почитает Меня за отца и мать - те Мои дети. Кто служит мне, как господину - для тех Я повелитель...Кто во мне видит друга, - для тех Я друг. К тем, кто видит во Мне врага, я отнесусь как к врагам".
Освобождение от круговорота кармы
Несмотря на то, что все люди в глубинной сути своей едины, между ними есть различия. Кришна объясняет, что Он установил эволюционный порядок в природе, чтобы все живое развивалось духовно. А затем разделил людей на четыре класса, что должно было помогать гармонии общественного устройства и прогрессу. Эти классы или разряды означают разные уровни сознания, нравственных и духовных достижений. Поэтому между людьми есть различия в карме (последствиях их прежних поступков, которые в то же время связаны с их природными особенностями.
Самого Кришну не затрагивают эти различия, он находится за пределами всех карм и всех последствий, но и всякого постигшего сполна принцип Атмана (Подлинной Внутренней Сущности) эти последствия действий точно так же не затрагивают. И этого можно достичь. Однако на пути этом есть сложности.
Например, многим сложно определить, что есть действие и что - бездействие. (Об этом шла речь в предыдущих главах, и это учение о действии-бездействии выглядит достаточно сложным и противоречивым). Кришна поясняет, что мудрый человек должен уметь отличать одно от другого, видеть бездействие в действии и действие в бездействии. Владея этой тайной, можно освободиться от круговорота рождения и смертей. Например, если человек действует на внешнем уровне, внутренне он может бездействовать и наоборот, он, вроде бы, ничего не делает, но на внутреннем уровне может совершаться большая работа.
Мудрый человек может быть целиком погружен в земные дела, но одновременно его мысли и сердце свободны от мирских дел, не принадлежат этому миру. А связаны с Атманом (Внутренней Сущностью).
А другой человек может ничего не делать, полностью бездействовать, отрешаясь от разных дел и думая, что он идет по пути совершенствования, однако внутренне он полон привязанностей и желаний, и эти желания, которые живут и действуют в нем, и есть его действия, и так он продолжает накапливать кармические следствия.
Надо стараться действовать, не рассчитывая воспользоваться плодами своих дел без внутреннего смятения. Так можно сбросить с себя цепи кармы. Надо стараться быть довольным всем и ни в чем не нуждаться, - это мудрость. Это настоящая личная свобода. Все поступки такого человека - это способ поклонения Божеству. Он не жаждет получить плоды от своих действий - и имеет успех. Такой человек ни на что не рассчитывает и заставляет свой ум и свои чувства слушаться его. Он победил желания и получает все необходимое, ведя активную жизнь в мире.
Разные способы почитания
Во всей природе, во всем творении - что ни возьми - есть Божество. Бог не удален от человека, он в нем самом, Бог есть Сущность человека. Если научиться видеть Божественное во всех своих поступках, то обязательно достигнешь единства с Всевышним. Для этого надо в него погрузиться и постоянно осознавать его присутствие. Постоянно - это значит, в каждый момент жизни, и неважно, что ты делаешь в этот момент.
Есть те, кто почитает меньших богов. Если они это делают с подлинным чувством, это способствует их духовному росту. Но те, кто идет дальше по пути совершенствования, посвящают себя только наивысшему Божеству, Брахману, полностью подчиняя свое индивидуальное сознание Вселенскому Сознанию, принося свое маленькое "я" в жертву Господу.
Жертвы Господу можно приносить разными способами: воздержанием, голоданием или делами и чувствами, дыханием и биением сердца, работой ума вплоть до растворения индивидуального в Атмане, который есть личностное воплощение Брахмана. Другие жертвуют свою собственность, кто-то - приносят в жертву страдания, кто-то - монашеские обеты, изучение Писаний, а некоторые в жертву превращают медитацию. Есть такие, кто жертвует прану - таинственную животворящую энергию, что находится внутри них: они овладевают своим дыханием, задерживают его на выдохе и вдохе. Кто-то воздерживается от еды, превращая жизненную энергию в духовную, вливая свою энергию в Жизненную Силу Вселенной.
Целью всех этих видов жертвы или почитания является развития определенного состояния ума, когда путем самоотречения ты достигаешь Божества. И если обычное действие порабощает, то действие, ставшее жертвой или почитанием, освобождает. В этом священный замысел природы.
Цель любого труда в том, чтобы придти к духовной мудрости, интуитивному знанию Подлинной Внутренней Сущности. Человек живет исключительно для того, чтобы достичь просветления и единства с Богом.
Если человек искренне стремится к духовному прозрению, Божество ему обязательно поможет, позаботится о том, чтобы он встретил, например, просветленного учителя. Проси об учителе, и он появится.
Сила самопознания
Духовное знание творит удивительные вещи: оно уничтожает все три кармы (удаленного будущего, ближайшего будущего и текущую карму).
Неверие невежественных людей делает их чужими Истинной сущности и не дает иметь единения с другими людьми. Для них нет счастья ни в этом мире, ни в следующем.
Предыдущие тексты:
1. Небесная библиотека. Бхагавад Гита - песнь господа
2. Когда земля уходит из-под ног, и не знаешь, что делать. Отчаяние. Бхагавад Гита (глава 1)
Последующие тексты:
5. Как стать реально свободным. Бхагавад Гита (глава 5)
6. Как успокаивается ум и появляется интуиция. Бхагавад Гита (глава 6)
7. Человек думает, что мир реально существует, но это лишь иллюзия. Бхагавад Гита (глава 7)
8. Как правильно подготовиться к смерти. Бхагавад Гита (глава 8, ч. 1)
9. Что такое свободный от невежества и эгоизма Северный путь. Бхагавад Гита (глава 8 часть 2)