Найти тему
НЕБЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА

Человек думает, что мир реально существует, но это лишь иллюзия. Бхагавад Гита (глава 7)

Оглавление

В 3141 году до нашей эры Арджуна - выдающийся воин-царевич, находящийся в расцвете сил, готовится к сражению - великой битве на Курукшетре. Это битва была одним из центральных событий, описанных в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". К войне привела династическая борьба за трон Хастинапуры между двумя кланами двоюродных братьев, Кауравами и Пандавами. В битве, проходившей на священном поле Курукшетре, приняли участие многие древние государства, примкнувшие к враждующим кланам.

Ссылка на предыдущие главы - в конце.

Глава 7. Знание и постижение Божества

Я знаю все существа - прошлые, настоящие и будущие.
Меня же до конца не знает никто.

Кришна объясняет Арджуне, что самый обыкновенный человек может узнать Бога, и не просто узнать о нем, а узнать ЕГО. И объяснил, как этого добиться: для этого надо полностью посвятить свой разум Божеству, любить лишь Божество, сосредоточиться на Нем и полагаться целиком только на Него как на свою единственную опору.

Для этого потребуется знание о Божестве и постижение Божества. Знание человек получает с помощью пяти чувств и ума, путем восприятия и осмысления. А постижение приходит уже само собой путем прозрения и интуиции (непосредственно). Знание на интеллектуальном уровне усваивает предмет, знает его, а мудрость схватывает свой предмет целиком и способна применить его к обычной жизни. Если ты сможешь соединить одно с другим, тебе нечего больше будет искать и познавать в этом мире.

Из многих тысяч людей лишь один будет стремиться к познанию Бога. И лишь один из многих тысяч стремящихся этого достигает. Потому что это трудно. Но несмотря на это, Божий замысел состоит в том, чтобы все живые существа до конца времен достигли такой степени совершенства. Кто достиг этого уровня, неотделимы от Божества и приходят к освобождению.

Сущность Божества

Кришна объясняет Арджуне сущность Божественного: у него две ипостаси, низшая и высшая. Низшая ипостась - царство природы. Царство природы состоит из восьми основных компонентов - земли, воды, огня, воздуха, эфира (пространства), ума, интеллекта (высшего ума) и личного я или эго. Эти основные компоненты стоят в восходящем порядке от более грубых сущностей, физических и химических элементов, к более тонким и совершенным - уму, интеллекту и личности в смысле природного ощущения своего физического я.

У Божественного также есть высшая ипостась, она отличается от природы и взаимодействует с ней. Это царство духа (Пуруша) - жизненная энергия, источник сознания во всех существах и двигатель всего, что живет. Эта сила поддерживает и питает всю Вселенную.

Когда два эти царства смешиваются - природа (материа) и дух (животворящее сознание) - существо начинает жить. Жизнь возникает из единства природы и духа.

"Вся Вселенная развертывается из двух этих Моих ипостасей и в конце концов вновь во Мне исчезает"

Божество - чистое сознание, сущность, которая лежит в основе всех элементов и живых существ. Нет ничего во Вселенной, что не исходило бы от Божества и ему не принадлежало бы. Божество держит миры Вселенной, как нить в ожерелье из драгоценных камней. Божество - внутренняя суть всего. Оно обитает во всем, в том числе в самом сердце людей как мужество и смелость, как побудитель духовного труда, как внутренняя потребность помогать другим, как доброта и любовь.

Майя и гуны

Вся природа состоит из трех свойств, которые называются гуны: первая - добродетель, вторая - рожденной страстью действие, третья - темнота, лень, инерция. Они рождены природой - низшей ипостасью.

"Я являюсь в обличии царства природы, но существую независимо от нее. Эти три состояния природы заключены внутри Меня, Божества, но Я не в них (никак в них не нуждаюсь, но сама природа нуждается во Мне)."

Гуны своими бесконечными сочетаниями создают все разнообразие природы.

В уме человека есть иллюзия (майя), что мир подлинно существует, но он существует только условно. Мир постоянно изменяется, поэтому он не есть подлинно Сущее.

Четыре рода преданных людей

Есть четыре категории людей, которые стремятся к общению с Божеством: - первые - это уставшие от мира, надеются на облегчение физических или душевных мук или избавление от страхов или неприятностей

- вторые видят счастье в благополучии и молятся о богатстве, семейных радостях, власти, престиже

- третьи ищут духовного просветления и хотят обрести знания и опыт, помогающий прийти к самопознанию

- четвертые - мудрые - знают, что существует только один Бог и стремятся только к нему

Так как людям из четвертой категории Бог всего дороже, то и Богу они дороже всего.

Но какой бы ни была причина обращения к Богу, рано или поздно она приведет к духовному перерождению и в любом случае служит добру. Но те, кто относится к четвертой категории, больше всех похожи на Бога, у них самая высшая степень преданности. Они не задумываются о земных вещах. Поклоняться другим богам им и в голову не придет.

А другие, желая стать успешными на земле, могут пытаться расположить к себе меньших божеств с ограниченными возможностями. И им могут помочь излечиться от болезни, выиграть суд, занять высокое положение. развить мистические силы, - но эти цели указывают на то, что человек находится в плену у этого мира. Это мелкие блага, их достигают, соблюдая обряды и давая обеты. Расположить к себе этих божеств не сложно, но мала и отдача.

Все люди поклоняются разным образам Бога, но только Бог укрепляет их веру. Это делается для того, чтобы человек дальше мог духовно развиваться, чтобы не сошел с этого пути.

Те, кто продолжает верить, веру усиливают с помощью Бога и получают то, о чем молятся. Все блага, которые они получают, дает Бог. Вообще все живые существа получают все необходимое благодаря Богу.

Однако то, что люди получают в своей материальной жизни, эфемерно и проходит, как дым. Удовольствие, которое они получают от приобретения благ, тоже быстро проходит.

"Немногие могут проникнуть за этот покров иллюзии, что зовется майей и что Я всегда держу перед Собою".

Но рано или поздно страх смерти ставить перед человеком вопросы, которых он избегал всю свою жизнь. Смерть оказывает человечеству великую услугу, заставляя искать прибежища в Боге.

"В итоге йогины узнают, что именно Я, Высшее Божество (Брахман), властвую надо всеми мирами, что Мне подчинены и физическая Вселенная, и божества, что служат божественным целям, и духи, что распоряжаются жертвами и приношениями".

Мудрость йогинов, этих великих душ, помогает им и на протяжении всей жизни, и в момент смерти, который большинство людей встречают в ужасе и страхе. Йогины встречают смерть спокойно, она для них в порядке вещей.

-2

Предыдущие тексты:

1. Небесная библиотека. Бхагавад Гита - песнь господа

2. Когда земля уходит из-под ног, и не знаешь, что делать. Отчаяние. Бхагавад Гита (глава 1)

3. Не привязывайся к своим желаниям и ничего не бойся, тогда получишь то, чего хочешь. Бхагавад Гита (глава 2)

4. Действуй бескорыстно, не думая о личной выгоде. Так можно избежать неприятностей. Бхагавад Гита (глава 3)

5. Между людьми изначально есть различия, но в каждом есть божество. Бхагавад Гита (глава 4)

6. Как стать по-настоящему свободным. Бхагавад Гита (глава 5)

7. Как успокаивается ум и появляется интуиция. Бхагавад Гита (глава 6)

Последующие тексты:

8. Как правильно подготовиться к смерти. Бхагавад Гита (глава 8, ч. 1)

9. Что такое свободный от невежества и эгоизма Северный путь. Бхагавад Гита (глава 8 часть 2)

Материал подготовлен: Милена Курганова, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" в Измайловском кремле.

Наш канал "Пространство авторских кукол"

Наш канал "Япония. Куклы, сказки и легенды"

Галерея "Кукольный переулок" и выставка "Япония. Куклы, сказки и легенды" Измайловское шоссе дом 73ж, Кремль в Измайлово

8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86

Экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых

www.dollslane.ru