Здравствуй дорогой читатель, сегодня мы с вами продолжаем изучать Японию. И сегодня начнете понимать культуру и традиции Японии, сразу скажу, что вы с уверенностью не знаете культуру и традиции. Усаживайтесь поудобнее, налейте чашечку горячего чая и желаю приятного вам времяпровождения.
(рекомендую включить фоновую музыку, ведь с музыкой приятнее читать)
Япония эта та страна многим интересна, но мы ее плохо знаем, или даже значительно хуже знаем эту страну нежели чем США или Западную Европу. Мы абсолютно не знаем про настоящую японскую культуру, речь идет не про тот вклад Японии в культуру глобализации, который довольно велик.
Могу привести примеры о чем идет речь: суши или сашими (мы в словарях русских не найдем такой транскрипции, а будет суси и сасими, а суши и сашими это запись русскими буквами англоязычной транскрипции), карате, дзен буддизм, ниндзя в черных накидках, верные, только мужчины самураи, которые подчиняются кодексу бусидо. Все эти примеры пришли не сколько из Японии, а сколько из США и Европы, из мировой культуры. Сегодня я в этой статье начну рассказывать про настоящую культуру, традиции и даже будет статья про языковую культуру Японии (статья будет очень интересная, и дольно познавательная). И Первое, что мы затронем, это японскую живопись, а именно Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) плывущего мира).
Все началось в XVII-ом веке. Город Эдо (Токио) становится самым важным городом Японии, а к XIX-му веку одним из самых больших городов мира. В Эдо расцветает район Ёсивара, сегодня мы назвали бы его районам красных фонарей. Это не просто район - это целый город в городе. Есивару называют городом без ночей жизнь там бурлит 24 часа в сутки, это мир вечного праздника и нескончаемого удовольствия. Здесь среди борделей и театра в кабуки зародилась Укиё-э. Один из самых популярных жанров японской живописи который, вдохновлял Клод Моне, Гогена и даже Ван Гога и других европейских художников. Вот об этом направлении японского искусства сегодня вы узнаете дорогие читатели.
В японское искусство надо проникать постепенно, преодолевая языковые и культурные барьеры. Ведь, как всегда самое главное находится не на поверхности. Даже в названии жанра Укиё-э уже скрывается своеобразная ирония в буддизме. Есть понятие Укиё, оно означает мир скорби, и выражает идею непостоянство мира печального бесконечного цикла смерти и перерождении. Но слова Укиё-э можно записать другими иероглифами (浮世絵) и она приобретет новый смысл: плывущий мир. В этом значении Укиё-э стало означать философию постоянных гостей и Ёсивара которая заключалась в том что, жизнь так непостоянна и полна скорби. И надо успеть им насладиться, не стоит углубляться в медитацию и поиски просветления. Нужно просто побольше времени проводить в самом веселом районе Эдо, посещая матчи сумо, театры кабуки и рестораны гейш и куртизанок. Плывущей мир вечного удовольствия так появилось название жанра Укиё-э.
Сегодня картины Укиё-э это искусство, а тогда были не более чем открытками, которые продавались за копейки на улицах Есивары. И давали возможность забрать с собой воспоминания об удивительном городе без ночей. Укиё-э стала безумно популярной благодаря развитию одной важной технологии ксилография.
Ксилография- это способ переноса изображение вырезанного на дереве на лист бумаги, так картины можно было тиражировать многими копиями.
Изображение расходились тысячами экземпляров, как сегодня модные журналы, но что давайте отправимся на незабываемую прогулку по улицам Есивары и узнаем, что же волновало японцев в те далекие времена.
Началось все конечно с эротических картин в эпоху отсутствие интернета они пользовались большим спросом, что уж там во многих случаях эти изображения можно отнести порнографии. В этом нет ничего удивительного ведь люди приходили в Есивару не просто чай попить. Даже великий Кацусика Хокусай, который написал самую знаменитую волну в мире.
Издавал книжечки очень сомнительного содержания и со странными японскими фантазиями. Многим знатным и утонченным гостям Есивара хотелось более изысканного подхода к теме наземных наслаждений, и главная героиня Есивары это гейша. Утонченное законодательница моды, которая умеет вести интересную беседу, танцевать, петь и играть на музыкальных инструментах. Гейшами восторгаются, на них хотят быть похожими. И картины с красавицами эпохи Эдо расходятся, как сегодня глянцевые журналы. Китагава Утамаро был главным специалистом мы в этой теме. Большинство женщин на портретах Китагава Утамаро, утонченные и изысканные умные и в меру кокетливо, Есть и другие образы в серии «5 оттенков чернил». Он изобразил разных представительниц древнейшей профессии: от самых аристократических гейги до уставших от жизни. Театр кабуки для нас какая-то забавно экзотика как для японцев матрешки. А в Японии это было в самое популярное и модное развлечение. Актеры — кабуки- это звезды и продавать их изображения прибыльное дело.
Самый известный портретист Тосюсай Сяраку, он был настолько искусен, что в 1910 году немец Юлиус Курт опубликовала нем книгу, в которой написал, что считает Тосюсай Сяраку одним из величайших портретистов мира наряду с Веласкесом и Рембрандтом. Тосюсай Сяраку загадочный художник он появился из ниоткуда весной 1794 года за год создал 146 картин и пропал. Он писал актеров в образе, но если долго вглядываться в лица этих давно забытых затвор сцены кабуки то начинает казаться, что за гримом и гримасой можно увидеть реального человека. Артиста со своими проблемами радостями, комплексами и тайнами. Любовь красоте и эстетике в Эдо сочеталось с интересом к пугающему и потустороннему художник Хокусай взялся за серию из 100 картин об призраках, но написал только пять. Попробуйте распечатать одну из них и повесить у себя в спальне и как-нибудь ночью посветите фонариком от телефона на эту картинку. Выброс адреналина вам гарантирован.
Есть даже легенда связанная с одной из картин, гласит она так:
Юная девушка служила горничной богатого самурая и несправедливо обвинили в том, что оно разбило ценную фарфоровую тарелку за это ее бросили в колодец и она утонула. И теперь каждую ночь и жители окрестных деревень слышали ее голос. Она медленно считает до 10, а потом скорбно воет. Поговаривают, что если долго и пристально смотреть на эту картину то начинают происходить странные и немного жутковатые вещи.
Чувство прекрасного была не чужда японцам того времени и пейзажи пользовались большим спросом у путешественников. Знаменитые виды художника Утагава Хиросигэ скупали сотнями, а Кацусика Хокусай стал символом японской живописи именно благодаря пейзажем. вы наверняка знаете его по знаменитой волне, которую сегодня можно даже увидеть в своем смартфоне среди Эмодзи. Кацусика Хокуса делал то, что позже будут делать импрессионисты. Изображал природу в разное время суток, пытаясь передать цвет и атмосферные явления, но картины Кацусика Хокуса это больше, чем пейзажи. Каждая его картина эта философская зарисовка, 36 видов горы фудзи самая знаменитая серия картин Кацусика Хокуса. Священная гора Фудзи воплощение спокойствия и величия в свое время считалось, что подняться на нее значит обрести бессмертие. На картинах Кацусика Хокуса Фудзи- это фон на котором обычные люди ведут свою повседневную жизнь. Контраст вечности и человеческой суеты.
Картины Укиё-э попали в Европу в середине XIX -го века и французские художники пришли от них восторг. Одна из копий волны Кацусика Хокуса висела дома у Клода Моне, а картины Утагава Хиросигэ вдохновили его написать знаменитый сад в Живерни, а в спальне Эдгара Габи висела картина Тории Киёнага женская баня. Японизм стал целым направлением европейской живописи конца XIX -ого века, Ван Гог копировал картины японских художников и подражал их стилю, как кстати и Густав Климт, Одилон Редон использовал японские сюжеты, а Эдуард Моне добавлял небольшие детали как например на портрете Эмиля золя.
Вот такая сегодня длинная получилась статья, надеюсь было интересно вам.
Большое спасибо за внимание. Если понравилось и было полезно, поставьте лайк и подпишитесь на канал - Ваш карманный гид
Так же рекомендую почитать предыдущие статьи моего канала:
Ускользающая красота Сакуры, символ Японии.
Япония, начинаем её ближе узнавать.
Япония - которую захочется узнать по ближе