Найти тему
Работа. Карьера. Призвание

Как выбрать карьерного консультанта

Оглавление

Профессия карьерного консультанта в нашей стране возникла не так давно - примерно 10 лет назад. А рынок карьерного консалтинга у нас активно начал формироваться ещё позже - примерно с 2015-2016 годов, и цивилизованным его назвать, к сожалению, сложно. Профстандартов и минимальных требований для входа в профессию нет, поэтому, по сути, любой желающий может объявить себя карьерным консультантом. Хотя, если вспомнить классику жанра, в консалтинг должны идти люди, которые много лет отдали своей профессиональной сфере, стали в ней экспертами и теперь готовы делиться своими знаниями. На Западе консультант - это убелённый сединами человек, но нам пока до этого далеко.

Поэтому я подготовила данный "чек-лист" для клиентов, которые хотят понять, по каким критериям определять профессионализм карьерного консультанта, его этичность и свою совместимость с ним. 

Сразу оговорюсь, что писать я буду про выбор профессионала своего дела. В моём понимании это - карьерный консультант: а) способный помогать клиентам решать задачи разного уровня сложности - от поиска работы до выхода из карьерного тупика или кризиса, б) умеющий работать с различными категориями клиентов, в т.ч. с ТОП-менеджерами и владельцами бизнеса.

Итак, всех карьерных консультантов и коучей, предлагающих свои услуги частным клиентам, условно можно разделить на следующие категории:

  • Универсалы
  • Специализирующиеся на какой-то одной отрасли/функциональной сфере, к примеру, IT, финансы и т.д.

Первые не ограничены рамками какой-то индустрии, хорошо ориентируются в целом на рынке труда, с ними, помимо стандартных, можно решать задачи профессионального самоопределения, смены профессии и карьерных переходов в смежные области деятельности. Вторые досконально знают свою сферу, перспективы и возможности, требования работодателей в ней, поэтому могут быть полезнее в плане поиска работы и развития карьеры именно в этой отрасли/функции.

  • Сотрудники рекрутинговых (кадровых агентств) или консалтинговых компаний
  • Независимые специалисты.

Обращаясь в агентство, вы можете ориентироваться на известность и репутацию компании на рынке, рассчитывать на её годами отработанные технологии и стандарты обслуживания, но не всегда можете получить подробную информацию о конкретном карьерном консультанте, который будет оказывать вам услугу. Это первое. И второе - если такой консультант всегда работал только по найму, он не сможет дать вам рекомендации, как развиваться в формате самозанятости, фриланса и т.д.

Независимые карьерные консультанты и коучи гибче реагируют на запросы клиента, легче подстраиваются под удобные вам условия, более открыты в плане информации о себе, чаще предлагают договорные цены. Но надо понимать, что качество предоставляемых услуг и гарантии соблюдения профессиональной этики целиком зависят от данного специалиста. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо - так как на кону личная и деловая репутация консультанта и его будущие заказы, плохо - потому что в случае его недостаточной компетентности апеллировать вам будет не к кому. Поэтому так важно не ошибиться с выбором.

При поиске информации в открытых источниках рекомендую обращать внимание на:

1. Опыт работы карьерного консультанта/ коуча, а именно:

  • Наличие стажа работы в HR-сфере не менее 5 лет, причём, желательно, чтобы консультант ранее был не только сотрудником кадрового агентства, но и внутренним HR-специалистом, т.е. владел HR-технологиями со стороны компании. Обязателен для консультанта опыт рекрутмента, минимум – 2 года. Практикующие психологи и бизнес-тренеры без такого опыта могут вам помочь лучше понять себя, свои интересы и цели, продвинуться в плане личностного развития, разрешить рабочий конфликт, но вот понять, какая профессия или должность вам подходит, дать конкретные инструменты в плане трудоустройства или карьерного роста они вряд ли смогут. Они не владеют информацией изнутри - как HR-специалисты ведут поиск и подбор кандидатов, каковы карьерные перспективы для специалистов данного профиля, не знакомы с аналитикой рынка труда, не сильны в мире профессий и не знают компетенции под каждую из них.
  • Дополнительным плюсом для консультанта по карьере будет то, что, помимо рекрутмента, он в прошлом отвечал также за развитие и обучение персонала, его мотивацию и оценку. В этом случае он сможет дать вам рекомендации не только по поиску работы, но и помочь спланировать вертикальную или горизонтальную карьеру, рассказать, какие знания и навыки необходимы для перехода на другую должность, как вести переговоры о зарплате и на какие доходы вы можете рассчитывать.

Лайфхак 1: В описании опыта работы карьерного консультанта или коуча на его сайте или в других открытых источниках должны звучать конкретные названия компаний-работодателей, годы работы в них в качестве HR-специалиста и его должности. Общие размытые фразы - "опыт в HR более 10 лет" без указания мест работы и позиций вызывают сомнения в достоверности. Это примерно как вы бы в резюме написали, что имеете многолетний профильный опыт, а где и когда трудились - нет. Вам бы работодатели поверили?

  • Личные карьерные достижения консультанта. Мы не можем научить другого тому, чего не умеем сами. Поэтому, если консультант всегда занимал только позицию рекрутера, в плане поиска работы он может быть полезен, а вот помочь в построении карьеры или дать квалифицированную консультацию ТОП-менеджеру сможет вряд ли.
  • Успешный опыт работы консультанта в формате самозанятости или своего бизнеса, а не только по найму, может открыть для вас новые перспективы. Если консультант мыслит сугубо в категориях наёмного труда, он вряд ли сумеет вам помочь увидеть всё многообразие вариантов автономной деятельности и подобрать наиболее подходящую в вашей ситуации. А в последнее время всё больше людей добровольно или вынужденно выбирают самозанятость.
  • Серьёзным преимуществом будет наличие у карьерного консультанта/коуча стажа работы в разных отраслях и профессиях. Это даёт лучшее понимание специфики различных сфер деятельности и помогает в случаях, когда вам требуется перейти в смежную область, сменить профессию или найти призвание .

2. Стаж консультирования и коучинга по карьере - не менее 3 лет. Выше я писала о необходимости опыта в HR-сфере, а сейчас скажу, что не каждый эйчар, даже закончивший курсы подготовки карьерных консультантов, может стать им, так как это разные компетенции - уметь подбирать персонал для компании и быть способным работать с клиентом. Примерно как уметь что-то делать самому и обучать этому других.

Также для консультанта важна постоянная практика и результаты анализа уже завершённых им проектов по прошествии времени (для работы над ошибками). Некоторые проекты по карьере, реализации в призвании и созданию личного бренда длятся месяцами и даже годами, поэтому для профессионала и важен опыт консультирования/коучинга от трёх лет.

Лайфхак 2: Определить его реальный опыт вы можете, подробно ознакомившись с сайтом и/или страничками консультанта в соцсетях. Если он заявляет, что работает 7-10 лет, а все его статьи, посты и новости по данной тематике датированы последними двумя годами, делайте выводы. Да, он мог какое-то время консультировать без создания сайта, ведения блога, продвижения себя в соцсетях и публикаций на профильных ресурсах, но этот разрыв в наше время точно не будет составлять 5-8 лет, а иначе где бы он брал клиентов все эти годы? Если вы заметили такое несоответствие, то эта ложь уже должна вас насторожить.

Лайфхак 3: Как давно существует сайт можно узнать через сервис https://a.pr-cy.ru. Введите на нём доменное имя интересующего вас ресурса и получите аналитику по нему, где в разделе "Серверная информация" увидите возраст домена.

3. Профессиональный уровень консультанта - насколько он разбирается в вашей теме, какова глубина его погружения в вопрос, есть ли у него свой авторский подход, какие задачи он решает (на реальных примерах и кейсах), в какие проекты его приглашали в качестве эксперта и т.п. В наше время всё это понять не так сложно - мы все есть в публичном пространстве.

Лайфхак 4: Читайте его материалы, смотрите видео, слушайте интервью с ним, смотрите, на каких площадках он публикуется, изучайте его странички в соцсетях, как это делают сами эйчары при подборе персонала, и вам станет многое понятно.

Лайфхак 5: Важный момент для консультанта - уметь владеть словом (устным и письменным), потому что оно - ключевой инструмент его работы. Изучайте не только ЧТО он говорит/пишет, но и КАК это делает. Неструктурированная речь или орфографические ошибки в тексте очень показательны.

Ну, а если кроме одностраничного сайта и сплошной саморекламы на нём вы больше ничего найти про консультанта не можете, тоже делайте выводы про его профессиональный уровень.

4. Личностная зрелость и возраст консультанта. Лучше - не моложе 35 лет.

Любой консультант/коуч, имеющий дело с психикой человека (а в карьерном консультировании очень много психологии, гораздо больше, чем вы думаете), работает прежде всего самим собой, то есть своей личностью и душой. Инструменты и методики - вторичны. Поэтому хорошие карьерные консультанты, также как и психологи, должны быть психологически зрелыми людьми, чтобы не проецировать на клиентов свои не решённые проблемы.

К моменту начала практики карьерный консультант должен иметь богатый жизненный опыт, пройти свои кризисы взросления, построить собственную успешную карьеру, извлечь уроки из своих ошибок, научиться выходить из карьерных тупиков и в итоге обрести мудрость. Мало кто может этим похвастаться до 35-40 лет. Хотя, возраст, конечно, - не показатель. И в 50 можно быть инфантилом. Поэтому, если подходите к выбору серьёзно,

Лайфхак 6: читайте материалы и слушайте рассуждения вашего потенциального консультанта, смотрите, как он проявляется в соцсетях. Вам созвучны ценности этого человека? Вы видите перед собой зрелую гармоничную личность? Подсказка: признаки зрелой личности описаны здесь https://ccgb.ru/articles/zrelaya-i-nezrelaya-lichnost.

5. Знание психологии, наличие профильного образования (психологическое, управленческое, педагогическое, управление персоналом) – в качестве основного или дополнительного. Карьерное консультирование или коучинг – это не только технологии, но и умение выстроить отношения с клиентом, понять его, составить психологический портрет, выявить истинные, а не декларируемые цели, при необходимости оказать психологическую поддержку. Все это невозможно без знания психологии человека, без искреннего интереса к людям.

6. Наличие рекомендаций карьерного консультанта со стороны знакомых, чьему мнению вы доверяете. Единственная оговорка – то, что подходит одному клиенту, не всегда годится для другого. Поэтому к рекомендациям на начальном этапе прислушивайтесь, обязательно сопоставляйте задачи - свою и ту, которую помогли решить вашему знакомому, а дальше ориентируйтесь на свои ощущения и впечатления от первого контакта.

При контакте с карьерным консультантом постарайтесь понять следующие моменты :

1. Комфортность взаимодействия с карьерным консультантом для вас. Способность чувствовать людей - вам в помощь! А если подходить рационально, то нужно оценить, насколько консультант:

  • внимателен, умеет задавать правильные вопросы, слушать и понимать, давать вам обратную связь;
  • может расположить к себе, вызывает доверие;
  • проявляет к вам уважение, строит речь на понятном вам языке, не прибегая к специальным терминам;
  • последователен и организован;
  • может управлять временем, своим и вашим эмоциональным состоянием;
  • хорошо выглядит и соблюдает деловую этику.

И самое главное тут - чувствуете ли вы, что он играет на вашей стороне и заботиться о результате для вас, а не для себя?

2. Важно, чтобы в ходе первичного общения карьерный консультант глубоко вникал в суть вашей задачи, не обещая сходу её решить. Он не волшебник, и не все зависит от него. Карьерное консультирование - это дорога с двухсторонним движением, тут важна высокая заинтересованность в решении проблемы самого клиента, иначе толку от консультации не будет. Профессионал это понимает, поэтому проверяет вашу готовность к совместной работе, а дилетант будет гарантировать результат.

3. Карьерный консультант не должен стремиться "подсадить" вас на свои услуги. Его задача - помочь вам справиться с задачей подходящими способами и в разумные сроки. Это как минимум. А как максимум - научить вас в будущем самостоятельно решать подобные задачи.

Лайфхак 7: Скрытое или явное желание консультанта "замкнуть цепь" на себе - признак непрофессионализма и проблем с этикой. Если он с порога настаивает на необходимости большого количества консультаций/сессий и продолжительных сроках (от нескольких месяцев и до бесконечности), отговаривает вас от обращения к смежным специалистам, заверяет "здесь могу помочь только я" или нелестно отзывается о своих коллегах, бегите от него прочь.

4. После знакомства с карьерным консультантом и первичной диагностики у вас должно сложиться понимание, какую услугу он готов вам оказать и за какой результат вы заплатите деньги.

И последнее. Наличие у консультанта/коуча по карьере специального образования в этой области (курсов, семинаров), сертификатов, а также членство в профессиональных сообществах (ассоциациях, федерациях и т.п.). Всё это может быть дополнительным плюсом, если прилагается к вышеперечисленным опыту, навыкам, личным и деловым качествам специалиста, то есть выступает вместе с ними, но не ВМЕСТО них.

Желаю каждому найти своего карьерного консультанта или коуча!

Галина Бобкова, www.ccgb.ru