Найти в Дзене
Психотерапевт Ольга Лукина

План покупки свободы

Выяснилось, что Иван родился и вырос в Ленинграде, в семье крупного партийного чиновника. Отец Ивана очень много работал, был сильным, мужественным и харизматичным человеком. Его раннее детство совпало с началом войны. Он пережил голод, множество невзгод и закрепил за собой славу человека, умеющего выживать даже в самых невыносимо трудных условиях. Иван всю жизнь смотрел на отца с двойственным чувством. С одной стороны, он восхищался его духовной силой и энергичностью. С другой стороны, с горечью понимал, что сам он гораздо слабее и что у него никогда не получится быть таким, как отец.

Авторитетная фигура отца все еще довлела над Иваном
Авторитетная фигура отца все еще довлела над Иваном

— Скажите, а как ваш отец относится к вашему успеху?

— Хм. Нормально. Одобряет. Только сожалеет, что я трачу силы не на семейный бизнес, а на чужой.

— А что вы по этому поводу думаете?

— Достаточно того, что мои брат и сестра ему помогают. Я не хочу от него зависеть, — отрезал Иван.

— Так по этой причине вы выбрали работу в корпорации?

— Ничего я особо не выбирал. Очень кстати мне подвернулась информация о бизнес-школе во Франции. Я поехал, начал учиться. Интенсивная учеба, интересные люди — все это меня увлекло... Потом, еще до завершения учебы, я получил предложение о работе от нашей корпорации. Все как-то сложилось само собой.

— Итак, вы ничего не выбирали. Одиннадцать лет вы мчались с бешеной скоростью вперед, как поезд по рельсам. А куда, в какой конечный пункт? И на что вы рассчитывали в будущем?
— Честно говоря, я надеялся заработать кучу денег. Затем разместить их как-нибудь толково. И потом просто жить, ничего не делая. Предположительно уехать в Европу. Может быть, заняться самообразованием, побольше читать, ну, не знаю... Гулять... Словом, быть свободным.
— И когда, по-вашему, настанет подходящий момент?
— Я примерно просчитал, с учетом недвижимости, всевозможных переездов, образования детей и прочих трат. У меня вышло, что где-то годам к сорока я смогу начать такую жизнь.
— Все выглядит так, будто вы собирались купить свободу за деньги?

Иван заерзал в кресле, но ничего не ответил.

В погоне за свободой Иван угодил в западню «внешнего» успеха
В погоне за свободой Иван угодил в западню «внешнего» успеха

— А что тогда в вашем понимании свобода? — продолжала я.

— Свобода дает возможность не делать то, что не приносит тебе удовольствия.

— Я понимаю, что вы очень устали. Сегодня вы в Африке, завтра в Индии, потом прилетаете в Москву, проводите здесь два дня, а затем снова в самолет... Это изматывающий ритм. И вам кажется, что когда все это кончится, вот тогда вы и станете свободным. То есть во всем виновата ваша работа?

Иван смотрел будто сквозь меня и молчал.

— Но, Иван — вы не безвольный объект и не раб? Ведь это вы выбрали свою работу? И значит, это вы не выбрали что-то другое.

Иван приподнял одну бровь. Его взгляд говорил: «да неужели?».

Конечно, я не рассчитывала на немедленный инсайт Ивана о том, что он свободен делать свою жизнь такой, какой хотел. Идея о том, что нами управляют обстоятельства, похоже, была основой конструкции его жизни. Ему только предстояло осознать, что тяжелая работа и изматывающий ритм жизни — это хоть и неосознанное, но его собственное решение. И его хроническое неудовлетворение, его боль, это неизбежная расплата за этот шаг.

У каждой палки всегда есть два конца. Берясь за один конец палки, будь готов получить и второй тоже.

Разговор этот был явно неприятен Ивану. Я ставила под вопрос то, во что он верил. Я придвинула к нему вплотную его ответственность за собственное здоровье и жизнь.

Уходя, Иван едва со мной простился.

Использован фрагмент книги врача-психотерапевта, к. м. н. Ольги Лукиной «Бизнес и/или свобода».