Найти тему
Философия для жизни

Воля к смыслу

«Я надеюсь, что мне удастся убедить своих читателей в том, что у каждой человеческой жизни всегда есть смысл, который сохраняется до последнего вздоха»
Виктор Франкл

В любые исторические эпохи большое количество людей сталкивается с проблемой отсутствия содержания и цели в своей жизни, часто описывая это состояние как «внутренняя пустота». Это означает, что человек внутри себя в настоящий момент времени не может обнаружить источника сил и вдохновения для дальнейших действий в этом мире, которые бы приносили ему счастье. Неслучайно для этого состояния даже нашлось специальное понятие в психологии – «экзистенциальный вакуум», или «пустое существование». Ум человека становится подобным замкнутому безатмосферному пространству, в которое не могут проникнуть новые идеи и мысли. Основными физическими проявлениями такого умственного вакуума становятся скука и апатия. Скука – это неспособность проявлять интерес к чему-либо, а апатия – временное нежелание проявлять инициативу и менять свою жизнь.

Виктор Франкл говорит о том, что причин, порождающих экзистенциальный вакуум, всего две, а корень один. Всё начинается с того, что человек просто не имеет представления о том, что же он хочет на самом деле. В итоге он или делает то же, что другие (конформизм), или делает то, что от него ожидают другие (тоталитаризм словами Франкла).

Но как иносказательно сказал поэт Франц Верфель: «Жажда – это лучшее доказательство существования воды». Поэтому искренне жаждущий, ищущий смыслы человек, рано или поздно утолит свою жажду, потому что смысл этот существует.

Концепция логотерапии, которую Франкл определял как практику «исцеления смыслом», основывается на трех фундаментальных понятиях: свобода воли, стремление к смыслу и смысл жизни. Свобода воли означает, что человек сознательно может вырабатывать разумный взгляд на вещи и мироустройство, или мировоззрение, и действовать в соответствии с ним, независимо от всех несоответствующих условий и обстоятельств. Способность человека превзойти ограничивающие его ум условия проявляется, например, в героических поступках. Стремление к смыслу – это внутренняя тенденция, жажда возвыситься над привычным измерением понятий и ценностей, которые изжили себя, оказались нежизнеспособными, и обнаружить новое – духовное измерение, в котором находятся нерушимые временем идеи и смыслы бытия. Сам же смысл, или «логос» в терминологии Франкла, и означает это духовное начало в мире, потому что оно имеет нематериальную природу, оно способно вдохновлять, делать нас более живыми и деятельными, одним словом - оживлять. Человек становится счастливым тогда, когда приближается к этим смыслам.

Существование неопределенно до тех пор, пока не появится «сильная идея», или сильный идеал. Это означает жить в напряжении, созданном с одной стороны разочаровывающей или «разоблаченной» реальностью, а с другой – вдохновляющими идеалами, которые стоит материализовать. Важно отметить, что смыслы раскрываются, а не выдумываются человеком. Франкл говорит о том, что в действительности у каждого в поиске смысла есть важный инструмент – совесть, которую он понимал как интуитивную способность человека мгновенно раскрывать смысл ситуаций, происходящих в его жизни.

Каждый человек может обнаружить смысл каждодневных усилий в создании произведений, в совершении каких-то дел, в переживании добра, истины и красоты, в единении с природой или культурой цивилизаций, во встрече и принятии индивидуальности другого человека, другими словами в любви к нему. В трудах Франкла поиски смысла жизни представлены триадой ценностей творчества, переживания и отношения. Эти ценности являются смыслообразующими факторами или путями поиска смысла в жизни каждого человека.

Три важнейших ценности, или пути поиска смысла, по Франклу

Так, первый путь – это то, что человек дает миру своими творениями, мыслями, конкретными действиями.

Второй – это то, что он может переживать от встреч с идеалами, ценностями, другими живыми существами.

Третий путь – это та позиция, которую он может занять по отношению к сложившейся картине жизни.

Жизнь никогда не перестает иметь смысл именно потому, что даже если человек лишен возможностей творчества, но ему еще доступны ценности переживания, он может осуществить смысл даже в преодолении боли и страданий, выработав стоическое к ним отношение. Страдание в этом ключе имеет смысл, если меняет к лучшему тебя самого.

Таким образом, во всех трех случаях смысл жизни заключается в получении того опыта, который способствует внутренним изменениям и самосовершенствованию человека. Имея ценность творчества, человек приходит к самоидентификации («познанию себя самого»); имея ценность переживания – к самотрансформации (внутреннему изменению), а ценность отношения приводит его, по словам Франкла, к самотрансценденции (опыту выхода за пределы себя самого и своих представлений о мире).

-2
«Мне хотелось бы сказать, что конечный смысл, или сверхсмысл, как я его предпочитаю называть, не является предметом мышления. Мы не улавливаем его, исходя из интеллектуальных соображений, но лишь из экзистенциальных оснований, из всего нашего бытия»
Виктор Франкл

Анастасия Королева