Сложная идея – это всегда на самом деле простая идея. Все идеи на самом деле простые, хотя иногда кажется, что это не так.
Сложными они становятся в трёх случаях.
1. Вы не представляете визуально, о чём идёт речь
Если вы читаете или слышите о чём-то, что не представляете в визуально, вам будет сложно.
Представьте, что вы никогда не видели, скажем, спираль, но читаете её описание: "Кривая, которая огибает некоторую центральную точку или ось, постепенно приближаясь или удаляясь от неё, в зависимости от направления обхода кривой".
Это та самая ситуация, когда каждое слово в отдельности понятно, но в целом "какая-то чушь".
Для того, чтобы справиться с этим, вам нужно просто посмотреть на то, как описываемый предмет, процесс или идея выглядят в реальности, а не в теории.
Если вы будете читать описание паровоза, вы сойдёте с ума. Но если вы будете читать описание паровоза, имея перед глазами паровоз, то всё будет хорошо. Рисунок, кстати, тоже сойдёт.
Но что делать, если речь идёт о чём-то абстрактном – математике, отношениях, философии?
На самом деле всё то же самое. Абстрактную идею можно выразить в виде схемы, которая вполне способна сделать видимым то, чего в материальной реальности не существует.
Хорошим примером в этом вопросе служат графики и диаграммы, организационные структуры предприятий, электросхемы и так далее. Ну или схема метрополитена, на худой конец.
2. Вам непонятны слова, которыми идея выражена (используются термины)
Как бы там ни было, но любой текст состоит из слов. И если вы не понимаете текст, то вы не понимаете какие-то слова в этом тексте.
В действительности нужно иметь некоторое мужество, чтобы признать, своё непонимание. Нам часто кажется, что мы можем "установить" значение слова "по контексту" или что размытого и примерного понимания вполне достаточно, чтобы ухватить смысл. Увы, это не так.
Здесь правило простое: если ты не понимаешь какой-либо текст, нужно внимательно на него посмотреть и найти те конкретные слова, которые тебе не до конца понятны. Это могут быть профессиональные термины, могут быть слова, которые автор использует в качестве терминов (придаёт им своё, авторское значение). Или это могут быть самые обычные, привычные слова, но при этом их значение для нас туманно.
А когда найдено то самое слово, нужно просто посмотреть его значение в словаре и перечитать текст. Всё встанет на свои места и даже то, что казалось вполне ясным, заиграет новыми смыслами.
Загвоздка может быть ещё и в том, что многие слова имеют по несколько значений, и часто мы "подставляем" в текст одно значение, а требуется совсем другое.
Например фраза "Любовь появилась в мире благодаря этой книге" может трактоваться самым удивительным образом.
Однако если вы абсолютно уверены в том, что все слова поняты правильно, и даже представляете визуально то, о чём может идти речь, то вы всё равно рискуете столкнуться с самым коварным препятствием.
3. Контр-идея
Третье препятствие – контр-идея. Иными словами, вы УЖЕ знаете что-то, и это знание мешает вам понять новое.
Старая информация, которой вы обладаете, плохо согласуется с новой информацией. Новое никак "не укладывается" в вашей голове.
Например, в древности идея о том, что в центре солнечной системы находится не Земля, а Солнце, казалась неоправданно сложной, негармоничной и нелогичной только благодаря тому, что ДО этого УЖЕ СУЩЕСТВОВАЛА другая модель.
«Место в голове», отведённое под модель вселенной, уже было занято. Новичкам сложно пробиваться – и не только в жизни, но и в мире идей.
Если у вас не получается что-то новое в жизни, значит, вам мешает старое.
Понимание того, что вы, на самом деле ничего не понимаете, помогает справиться с этим препятствием. Но на это способны далеко не все.
Сократ говорил: "Я знаю, что я ничего не знаю", но это Сократ. Большинство из нас, конечно же, всё знают, в отличие от Сократа. Нужно обладать огромным интеллектуальным мужеством, чтобы ставить под сомнение свои знания. Таким мужеством не обладают 99% людей, хотя почти каждому из нас кажется, что "уж я-то объективен".
Поэтому есть способ попроще: довериться автору. Это не означает преклонение перед авторитетом, это означает, что на время чтения или обучения, нужно сознательно занять позицию доверия: "Этот человек, возможно, знает, о чём говорит. Попробую его понять".
А когда вы действительно поймёте автора, тогда можно уже и критиковать.
Это не только способ понимать больше и глубже, но и своеобразный интеллектуальный этикет.
Данные препятствия и способы справиться с ними разработаны американским философом и педагогом Мортимером Адлером в конце 30-х годов прошлого века. Вы можете подробнее с ними ознакомиться в его книге "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений" – вам понравится.