Найти тему
ПрофиНалог

Требование о предоставлении документов вне рамок налоговой проверки

Оглавление

4 шага при получении требования налогового органа

Главный принцип любых взаимодействий с налоговым органом: каждое Ваше действие измеряется в рублях.

Прежде чем ответить на требование, предоставить документы, прийти на вызов, подсчитайте, во сколько это может обойтись лично Вам и Вашей компании?

Нулевой стоимости Ваших действий во взаимоотношениях с ФНС не существует!

Итак, Вы получили требование по форме КНД 1165013

Прежде чем что-то делать, дайте квитанцию о получении требования. Квитанцию необходимо давать в последний день установленного срока – это даст Вам дополнительное время на реакцию по требованию.

Шаг 1. Проверяем требование на его соответствие закону

Образец полученного требования
Образец полученного требования

1. Кому направлено требование? Смотрим правый верхний угол – название, ИНН, адрес адресата. Убедитесь, что требование направлено именно Вашей компании.

Если Требование адресовано не Вашей компании, можете даже не отвечать. Если очень хотите что-нибудь ответить, сообщите, что налоговый орган ошибся адресатом.

2. Кто направил требование? Смотрим в самом низу на должность и подпись. Убедитесь, что требование отправлено именно из той инспекции ФНС, в которой состоит на учете Ваша компания.

Если запрос исходит не от Вашей инспекции, можете либо не отвечать совсем, либо запросите, на каком основании этот орган проводит в отношении Вашей компании мероприятия налогового контроля (см п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

3. Выясняем основание для истребования документов и/или информации. Здесь надо смотреть требование в двух местах:

3.1. Ищем строку (на бланке написано курсивом) наименование мероприятия налогового контроля…. На этой строке должно быть напечатано «вне рамок налоговых проверок».

Внимание! Если в этом месте увидите словосочетание «камеральная проверка» или «выездная проверка», то все, что далее сказано в этой статье к такому требованию не относится.

3.2. Далее смотрим строки сразу под заголовком. Должно быть написано «в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса»

Если указано другое основание, делаете уточняющий запрос.

Настоятельно рекомендую: если обнаружили нарушения в вышеперечисленных пунктах, то кроме ответа, напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган и в Прокуратуру.

Это очень полезно, поскольку:

  • в случае наложения на Вас штрафа, Вам намного проще будет от него отбиться
  • фискалы существенно умерят в отношении Вас своё служебное рвение.

Если полученное требование успешно прошло первый шаг, переходим к шагу 2

Шаг 2. Проверяем, что просят?

Главный критерий: чтобы ни спрашивали, документы и информация должны относится к конкретной сделке.

Вот пример правильного запроса.

Указан номер, дата счет-фактуры и контрагент
Указан номер, дата счет-фактуры и контрагент

А вот пример требования, на которое мы ответили просьбой указать конкретные сделки, которые интересуют налоговый орган.

Требование не содержит указаний на конкретные сделки
Требование не содержит указаний на конкретные сделки

Шаг 3. Оцениваем последствия для себя в случае предоставления требуемых документов/информации

Во всех случаях связываемся с контрагентом, по которому спрашивают документы и согласовываем с ним свои действия.

Почему надо согласовывать? Чтобы не подставить его и не подставиться самим. Скорее всего, аналогичный запрос получил и Ваш контрагент. Ваши ответы должны совпадать.

Не совпадение ответов приводит к дополнительным требованиям или даже назначению проверок.

По реальным сделкам с реальными контрагентами готовим документы и формулируем информацию.

По сделкам с «обнальными» и «схемными» контрагентами документы лучше не предоставлять. Штраф за не предоставление документов может оказаться намного дешевле возможных последствий. Попробуйте закидать фискалов ответными уточняющими запросами, просьбами отсрочки и т.п.

Шаг 4. Исполнение требования

-4

Документы можно передать в бумажном виде – почтой или в налоговый орган через окошко, либо в электронном виде по ТКС.

Бумаги передаем по описи (сопроводительному письму).

По ТКС сопровождаем реестром.

Документы передаем только те, которые указаны в Требовании.

Если требуют информацию — передаем только информацию, а не документы.

Если запрашиваемого документа в природе не существует, не надо его «рисовать» (из этого правила есть исключения).

Если количество затребованных документы очень много, пишите ходатайство о продлении срока представления документов.

Предоставляя документы, Вы не обязаны облегчать фискалам жизнь – у Вас нет обязанности аккуратно разложить документы по датам, сделкам и вообще как-то их упорядочить.

Как делают некоторые компании?

В хаосе предоставляемых документах в описи указаны документы, которых на самом деле нет.

Собственно говоря, по перечню шагов, всё.

Считаю необходимым добавить: даже если в требовании что-то указано неправильно, ошибочно, не отвечайте отказом. Запросите уточнение.

Судебная практика по вопросам истребования документов складывается как в пользу налоговиков, так и компаний:

Решение ФАС Западно-Сибирского округа по делу А27-12135/2013

Решение АС Западно-Сибирского округа по делу А67-9023/2018

Постановление АС Московского округа по делу № А40-211149/2018

Постановление АС Поволжского округа № Ф06-42680/2018

Если хотите узнать, как правильно отвечать на требования налоговой службы, то Вам сюда.

Комментируем, ставим лайки, делимся в соц сетях