Шаг 1. Задача - сделать хорошо...себе!
Сценарии бывают разными - начиная рекламой шиномонтажки, заканчивая новогодним корпоративом. Первый сценарий лучше создавать в знакомой тематике, которая вам близка. Если вы мамочка в декрете, то отлично справитесь с сочинением рекламного текста магазину детских игрушек. Профессионально занимаетесь спортом? Ваш конек ЗОЖ, ПП и сопутствующие темы.
Да, возможно ВСЕ может быть локализовано в одном талантливом человеке (Юлий Цезарь нервно курит в сторонке)! НО! Это должно быть то, в чем вам хочется разбираться и от чего становится кайфово на душе. И это не обязательно ваша профессиональная деятельность вне фриланса. Доверяйте своей интуиции и внутренним желаниям!
Шаг 2. Анализ конкурентов.
Тема заказа вам близка, вы готовы приступить к его выполнению. Смотрим конкурентов: похожие видео и тексты на просторах сети. Зачем? Да чтобы не стать плагиатором и не заработать отрицательный отзыв за свой труд.
Случается, что ролики похожие по сюжету, тексту, оформлению (реклама шампуней от перхоти для меня вся одинаковая). Вопрос: кто у кого списывал? Хуже только с конкурсами на 8 марта и 23 февраля! Тут клонирование и копипаст освоены на высшем уровне.
Ваша задача - выделить товар/услуги заказчика среди конкурентов, дать ему что-то новое. Или привычное, но в другой интерпретации. Для репетиции: попробуйте рассказать “Курочку Рябу” в стиле рэп или экшен. Необычно, правда?
Когда перед вами задача сделать эксклюзив и имеются 100% предпосылки к сюжету, не поленитесь погуглить, а вдруг уже кто-то изобрел велосипед!
Внимание! Есть исключение - это желание вашего заказчика намеренно произвести похожую рекламу “как у соседа, но про меня”. Тут хозяин барин! Советую понять, простить...и сделать!
Шаг 3. Идея.
Тут без вдохновения никак! Советую на этом этапе включить положительные эмоции - спорт, музыка, прогулка, уединение или вкусняшки (в меру!). Дайте своим эндорфинам батут, пусть попрыгают! Это работает.
В общих стандартах сценария учитывайте его целевую направленность:
- Для рекламы
Не используйте шаблоны (опять же, если не просит заказчик). В рекламном сценарии старайтесь идти от пользы продукта, его выгоды для потребителя. Яркий пример такой подачи - Coca-Cola. Обращали внимание, они делают ставку на эмоции и ощущения, а не на сам напиток?
- Для праздника и поздравления
Подбирайте материал и структуру, согласно возрастной группы, для которой пишется сценарий - детский утренник и свадьба требуют разных подходов. Не забывайте о поводе торжества. В данном виде сюжетная линия предполагает обозначить действующие лица и последовательность выступлений. Реквизит, музыкальное сопровождение, положение артистов на сцене - обязательны для понимания вашего творческого замысла. В этом виде сценария требуется подробность каждого сюжетного акта.
- Для информационного ролика о компании
Выделите суть. Не переусердствуйте с аллегориями и примерами. Минимум юмора и максимум экспертности. Перечислите конкурентные преимущества, акцентируйте на выгоде от сотрудничества. Представьте, что рассказываете о своей организации!
- Для стендапа или КВН
Ключевой аспект - наличие чувства юмора. Шутите смело, дерзко, понятно. Не стоит злоупотреблять хайпом и играть на чувствах верующих - не уподобляйтесь Charlie Hebdo. Популярные юмористические телепередачи тоже не дадут требуемого эффекта. Несмотря на кажущуюся легкость, эти сценарии требуют сознательности и вдумчивости.
- Для квеста или квиза
Специфические задачи, не часто попадаются в работу, но оплата достойная. Важно понимание процесса игры - как это происходит на самом деле, как взаимодействуют актеры и участники. Обязательна многовариантность развития событий, детальное описание процессов квеста, героев, вопросов и ответов квиза.
Вдохновение таит в себе и прелесть, и коварство! Поэтому не пренебрегайте разумом!
Шаг 4. Генеральная репетиция.
Текст написан? Репетируем! Прогоните пару-тройку раз вслух. Важно правильно расставить смысловые акценты. На слух информация воспринимается иначе.
Еще один аспект - соответствие таймингу (Хрономер.ру в помощь). Проверка на соблюдение правил русского языка в обязательном порядке. Если акцентируете внимание на отдельных моментах - указывайте это в изложенном тексте, а не в аннотации к нему или переписке по заказу.
Шаг 5. Критика
Даже если вы уверены, что написали шедевр, будьте готовы к критике, правкам или доработке. Джоан Роулинг отказали 12 издательств, прежде чем мир узнал о мальчике-волшебнике. Тут главное принять как данность, что заказчик всегда прав (ну, почти всегда). Конечно, можно, даже нужно, тактично объяснить, почему здесь прописано “попробуй натуральный продукт”, а не “покупай только наш майонез”.
Возможно, заказчику ваши идеи кажутся слишком смелыми. А возможно наоборот - он ждал креативности и перфоманса, а вы ему “толстый-толстый слой шоколада” предлагаете.
Совет:
Не впадайте в крайности, как Винсент Ван Гог.
Знай, любую критику, смягчает диалог!
Сценарий - это находка для творческих копирайтеров. Возможность выразить эмоции, личный взгляд на привычное, а когда дело пойдет, недалеко до книг и фильмов! Если считаешь, что пора разбавить список лучших сценаристов столетия и прописать золотыми буквами твое имя в звании “гения творчества” - welcome!
Я не призываю тягаться с мастерством оскароносных Билли Уайлдера или Джеймса Кэмерона, но попробовать однозначно стоит! Радует, что вероятность стать признанным мастером в этой сфере 50/50 - либо станешь знаменитостью и заработаешь, либо просто заработаешь.
Желаю удачи!
Автор статьи: Яна Ведерникова, копирайтер-сценарист Академии фриланса Ангелины Безменовой.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал, делитесь полезными статьями с друзьями в соц.сетях! У нас много полезного о фрилансе!