Зачем понадобилось строить станцию над водой? Почему рельсы метро и автомобильный мост решили совместить? Какие методы применяли в строительстве, чтобы ускорить работы? И почему станция вместе с мостом довольно быстро начали разрушаться? Об этом и не только расскажу сегодня.
Строители в отчаянии
Строить метро в этой местности нужно было по нескольким причинам. Во-первых, в 1956 году открылся стадион "Лужники" (тогда им. Ленина). Во-вторых, полным ходом шла прокладка будущего Комсомольского проспекта. Он должен был связать центр города с Юго-Западом и, в первую очередь, с Московским Университетом.
Всем этим объектам требовалась транспортная инфраструктура. Прежде всего речь, конечно же, о метро. Однако у строителей возникла серьёзная проблема: как перейти Москву-реку в этом месте? К тому же, противоположный берег, где находились Ленинские горы, был очень высоким, по сравнению с тем, где располагались "Лужники".
Ко всему этому прибавились метания строителей Комсомольского проспекта. Они также не знали, как преодолеть главную водную артерию столицы. Обычный мост можно было построить только под слишком большим углом. Машины просто не смогли бы преодолеть его до конца.
Безумные идеи советских чиновников
Решение нашли уникальное: сделать автомобильный мост и проложить под проезжей частью рельсы метрополитена. Проект поручили архитекторам К.Н. Яковлеву, А.И. Сусорову и Н.Н. Демчинскому. Задача перед ними стояла непростая: ещё никогда в СССР никто не строил подобных сооружений.
К тому же, к мосту предъявляли много требований. Он должен быть стать одновременно и красивым, и прочным, и удобным, и даже вписываться в существовавший пейзаж. "Подбросила" сложностей и природа. На склонах Воробьёвых (Ленинских) гор могли образоваться оползни. Это тоже нужно было учитывать при строительстве.
Изначально планировали сделать две станции метро, на разных берегах Москвы-реки. Под мостом поезда бы только проезжали. Но уже на этапе проектирования советские чиновники подумали: а почему бы не устроить платформу прямо под мостом? Строители от такой идеи были в шоке. Ведь из-за постоянных разгонов и торможений поездов сильно возрастала динамическая нагрузка на будущий мост.
Слишком "простенькая" станция
Как вы поняли, сложностей было много. А времени на решение проблем - мало. Строителям моста приказали успеть до годовщины Октябрьской революции в 1957 году. Пришлось искать нестандартные решения. Например, опоры и пролётные конструкции монтировались одновременно (последние на берегу около "Лужников"). Потом их просто соединили.
Также для ускорения строительства на бетонных работах использовали соль. Она позволяла проводить продолжать возведение моста даже в сильные морозы. Однако, как окажется потом, это стало главной ошибкой инженеров.
Интересно, что саму станцию не захотели делать выдающейся с архитектурной точки зрения. Считалось, что главным украшением должны стать природные пейзажи. Вместо колонн установили обычные столбы, пол покрыли асфальтом. Роскошных люстр здесь не было вовсе - лишь скромные светильники, которые больше походили на простые лампочки.
Новая жизнь
В таком виде станция открылась 12 января 1959 года. Однако уже через несколько лет начались проблемы. Из-за большого количества соли (о чем я писал выше), конструкции начали буквально разрушаться. Их пытались укрепить стальными кожухами, но безуспешно. В итоге, в 1983 году станцию "Ленинские горы" закрыли для пассажиров. А через 4 года поезда пустили в обход через тоннели.
Реконструкцию станции начали только в 1999 году (сам мост находился на ремонте с 1983-го). Работы по сооружению новой платформы продолжались три года. И в 2002-м "Воробьёвы горы" открылись для пассажиров. Отделка станции была в модном в те годы стиле. Здесь уже применили гранит, мрамор, металл и пластик. А также установили оригинальное освещение. Листайте фото.
Конечно, от переделки сильно пострадал внешний облик всего сооружения. По сути, мост пришлось строить заново. Реконструкции подверглась не только станция, но и опоры моста. Поэтому он потерял свою полётность и лёгкость.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!