Я решил привести несколько простых параметров, которые позволят вам с калькулятором в руке за 5-10 минут посмотреть насколько эффективен ваш бизнес. Эти же параметры эффективности заинтересуют потенциального инвестора или банкира при выдаче кредита.
Коэффициент задолженности (Debt-to-Equity Ratio)
Один из наиболее важных параметров сегодня, принимая во внимание, что основная часть бизнеса и потребителей перегружены кредитами. Данное соотношение показывает пропорцию долга по отношению к долевому капиталу компании. Чем выше показатель, тем более высок риск того, что компания не сможет обслуживать кредит при изменениях на рынке, которые мы наблюдаем.
В целом показатель менее 1 предполагает стабильность компании; примеры ниже:
200 млн.тенге в активах, кредит в размере 150 млн.тенге, значит, акционерный капитал составляет 50 млн.тенге (200-150). Значит, показатель составляет 3 (150/50), что достаточно высоко и соответственно рискованно.
200 млн.тенге в активах с кредитом 40 млн.тенге, значит, акционерный капитал составляет 160 млн.тенге (200-40). Значит, показатель составляет 0,25 (40/160), что очень низко и говорит о том, что бизнес при необходимости можно финансировать, да и компания стоит дороже, чем в предыдущем примере.
Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio)
Данный показатель показывает насколько ваш бизнес может погасить краткосрочные обязательства. Чем показатель выше, тем выше способность компании отвечать по финансовым обязательствам. Пример следует ниже:
20 млн.тенге на депозитах, 10 млн.тенге на счету, 5 млн.тенге в товаре на складе и 3 млн.тенге вам должны, значит текущие активы составляют 38 млн.тенге, кредит в банке 20 млн.тенге и вы должны в конце квартала заплатить 5 млн.тенге за комплектующие или товар, итого текущие обязательства составляют 25 млн.тенге.
Таким образом, 38/25 = 1,52 — если показатель ниже 1, то это рискованно для бизнеса; для каждой отрасли показатель разнится, но в целом было бы лучше, если бы он был в районе 2
Рентабельность собственного капитала (Return on Equity — ROE)
Когда вы начинаете бизнес, то всегда есть начальные инвестиции из вашего личного кармана, в течение работы вам приходится дополнительно вкладывать в бизнес для дальнейшего развития или в тяжелые периоды. Поэтому важно хотя бы ежегодно подводить итоги, для того, чтобы посмотреть насколько эффективно вы вложили средства. Расчет производится путём деления чистой прибыли на акционерный капитал.
Прибыль за год составляет 17 млн.тенге, инвестиции составили 60 млн.тенге, значит рентабельность составляет 17/60 = 28%, что довольно хорошо. Опять же показатели всегда разные для разных отраслей, я считаю так, если рентабельность моих вложений выше, чем ставка депозита 10%, значит я правильно разместил средства. В противном случае бизнес лучше свернуть либо реструктурировать.
Период оборачиваемости товара (Days of Sales Held in Inventory)
Очень важный показатель для компаний, которые имеют широкую линейку товаров для продажи и стремятся понять стоит ли заниматься той или иной группой товаров или переключить внимание на другой товар, который продаётся быстрее и проводить закупки чаще. Расчет производится путем деления оставшейся суммы товаров на складе на конец периода на объём стоимости товара и затрат на его продажу. Есть более сложная формула, которая учитывает предыдущие периоды, но я хочу упрощённо показать как можно посчитать
Вы продаете диваны и кресла: закупили диванов на 10.000.000 тенге, кресел на 15.000.000 тенге, на конец года у вас осталось диванов на сумму 2.000.000 тенге, а кресел на 4.000.000 тенге.
Диваны: 2.000.000 / 10.000.000 х 365 = 73 дня ушло со дня закупа товара до момента продажи
Кресла: 4.000.000 / 15.000.000 х 365 = 97 дней ушло со дня закупа товара до момента продажи
Меньшее количество дней указывает на то, что диваны продавались быстрее, хотя это может значить и то, что часть товара была списана или испортилась. Более высокое количество дней продажи кресел указывает на то, что товар пользуется меньшим спросом, т.е стоит подумать о том, чтобы закупать меньше товаров этой категории или подумать о других методах продаж кресел.
Норма прибыли (Profit margin)
Наиболее важный показатель, который показывает прибылен вообще бизнес или нет. Рассчитывается просто, чистую прибыль поделить на объём продаж.
К примеру, продажи составили 100 млн.тенге, закупка товаров 60 млн.тенге, налоги 10 млн.тенге, зарплаты и другие расходы 10 млн.тенге, 5 млн.тенге оплаты по кредитам, чистая прибыль равна 15 млн.тенге (100-60-10-10-5), норма прибыли равна 15/100 = 15%. Разница этого параметра с рентабельностью собственного капитала (ROE) в том, что ROE показывает сколько вы как акционер получаете в личный карман, в то время как норма прибыли показывает норму прибыли вашего бизнеса как юридического лица.
Опять же, нельзя судить о бизнесе только по одному показателю, всё необходимо рассматривать в общей картине, в зависимости от стадии развития компании и отрасли и в сравнении с другими компаниями-конкурентами.
------------------
Мы в Telegram: https://t.me/ikapitalist