Коронный кризис обрушил цены на нефть. Но за развитием также стоит ценовая война между Россией и Саудовской Аравией, чтобы вытеснить конкуренцию США с рынка. Борьба, из которой все государства могли бы выйти проигравшими.
Отменены рейсы, перерезаны транспортные цепи, закрыто промышленное производство: пандемия короны имеет беспрецедентные последствия для экономики, а также заставляет цену на нефть упасть в подвал. В начале этого года баррель (баррель) североморского сорта Brent стоил еще чуть менее 70 долларов. Между тем, цена упала ниже 40 долларов.
Однако нынешнее развитие является лишь частью декларации, поскольку оно перекрывается ценовой войной, которую в первую очередь ведут Россия, Саудовская Аравия и США. "Тенденция усилилась из-за кризиса короны, но она началась значительно раньше", - говорит Хейке Бухтер. Экономическая журналистка живет в Нью-Йорке и, между прочим, издала книгу "нефтяные землетрясения".
Что стоит за ценовой войной?
Саудовская Аравия является самым мощным государством в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая одновременно является нефтяным картелем, регулирует объемы добычи и, таким образом, определяет цены. Страны ОПЕК добывают около 40 процентов мировой нефти. Кроме того, важным игроком на рынке является Россия, которая до сих пор согласована со странами ОПЕК.
К тому же уже несколько лет США. Между тем американцы даже являются крупнейшими производителями в мире-благодаря технологии Fracking, которая используется для получения труднодоступной нефти и газа из сланцевых слоев.
"Ахиллесова пята Fracking-это стоимость", - объясняет Хейке Бухтер. "Это сложно и дорого само по себе."С тех пор, как цена на нефть достигла рекордной цены в 143 доллара за баррель в июле 2008 года, она того стоила . Неожиданно и с Уолл-стрит на новые нефтяные месторождения потекли сотни миллиардов долларов.
Новые конкуренты быстро натолкнулись на подозрения ОПЕК. В 2014 году Саудовская Аравия попыталась вытеснить американские Фракеры с рынка из-за низких цен: если нефть дешевая во всем мире, то дорогостоящая техника фракинга вряд ли стоит того.
Однако, по крайней мере, после экономических последствий пандемии короны, ОПЕК сама оказалась под давлением. Такие государства, как Саудовская Аравия, а именно Иран и Венесуэла, зависят от китайского рынка.
Таким образом, в ходе коронного кризиса ОПЕК фактически хотела сократить добычу нефти, чтобы стабилизировать цены. Однако Россия не вмешивалась в это дело. "Русские не хотели еще попасть под руки американским фраерам, дросселируя собственное продвижение и тем самым сохраняя стабильную цену. Они хотят гораздо больше, чтобы попытаться практически улететь от американских фраеров", - объясняет Хейке Бухтер.
"Пожароопасная" Стратегия
Когда эта стратегия стала очевидной на встрече ОПЕК в Вене в начале марта, Саудовская Аравия также пошатнулась. Королевство объявило о повышении объемов добычи, что привело к дальнейшему падению цен. Инвестиционный банк Goldmann Sachs ожидает, что цена на нефть в ближайшее время может снизиться до 30 долларов за баррель.
"Саудовская Аравия и Россия объявили друг другу ценовую войну", - говорит журналист Бухтер. Но это может быть и отсталым для обеих стран. "Это пожароопасно, чтобы полностью зависеть от нефти, а затем подталкивать цену вниз."
Правительства обеих стран также находятся под внутриполитическим давлением из-за экономической ситуации. Например, чтобы сохранить свой бюджет стабильным, саудиты полагались на цену барреля в 80 долларов. "Они купили себе социальный мир в стране за счет экспорта нефти."
Обсуждение "bail out" в США
Но под давлением, в первую очередь, оказались уже неугодные экспортерам нефти Иран и Венесуэла. И США: от Pioneer, одной из крупнейших компаний в отрасли, можно услышать, что 50 процентов Fracker могут обанкротиться в результате падения цен.
Поэтому в США обсуждают "bail out" - спасательную операцию для отрасли. Будет ли такой шаг целесообразным, в стране очень спорно: "трудно, когда правительства сосредоточены на специальных отраслях промышленности", - сказал"Вашингтон пост" главный экономист MUFG Union Bank.
"Я считаю, что очень возможно, что Трамп сейчас возьмет под руку фраеров", - говорит Хейке Бухтер. Президентство миллиардера до сих пор было большой опорой для нефти и газа.
В настоящее время Fracking является важным экономическим фактором в Штатах, которые могут решить президентские выборы осенью: свинг-штат Пенсильвания или крупный штат Техас.
Едва ли поправится в условиях экономического кризиса?
Остается вопрос: кто выигрывает от низкой цены на нефть? Разве он не приносит в конечном счете пользу экономике и гражданам во всем мире? Раньше это предположение было очень распространено, говорит Хейке Бухтер: "потому что низкая цена на нефть обеспечивает низкие затраты на электроэнергию – например, дешевый бензин ."
Тем не менее, сегодня этот эффект затрат уже не так велик: в Германии двигатели внутреннего сгорания по-прежнему играют большую роль, но во всем мире альтернативные приводы и энергоэффективность находятся на подъеме. Зависимость от нефти стала меньше.
Кроме того, экономический кризис, начавшийся сейчас, имеет свои правила, с финансовым кризисом, например, он вряд ли сравним, по словам Бухтера: "даже если рейсы и вождение автомобилей теперь становятся дешевле, это мало что приносит, если вы больше никуда не можете поехать."