1995 году учёными Калифорнийского университета был обнаружен эффект, названный впоследствии «эффектом Моцарта». Он состоял в том, что студенты, проходившие тест IQ на пространственное мышление справлялись, с задачей лучше, если в ходе эксперимента слушали музыкальные композиции Моцарта. Для улучшения результатов на 8-9 баллов понадобилось прослушивать мелодию (сонату К.488) в течение 10-15 минут. Для сравнения этой же группе студентов, состоящей из 36 человек, давали прослушивать трансовую и минималистичную музыку, аудиокниги и команды по релаксации, но эффекта увеличения интеллектуальных способностей не наблюдалось. Проведение теста на IQ в тишине тоже не продемонстрировало улучшения показателей. Чтобы проверить удивительные результаты по улучшению мозговой активности, которые демонстрировала музыка Моцарта, эксперимент решили расширить. «Эффект Моцарта» В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах: первая слушала музыку Моцарта, вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар), третья – проходила тест в тишине. Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых. Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами: 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта. В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри. В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов. О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.
Темп Барокко, громкость и голосовое сопровождение.
Темп
Сравнивая во время тестов разные варианты, они отметили, что лучше всего для стимуляции мозга по темпу подходит музыка эпохи Барокко. Данные канадцев подтвердили исследователи из Балтимора. А малазийцы обнаружили ещё и признаки физической релаксации во время прослушивания мелодий в ритме 60 ударов в минуту, что приблизительно соответствует темпу, который обозначается термином «ларгетто».
Громкость.
По данным исследователей сразу 4-х университетов: тихая музыка, при прочих равных, почти не влияет на мышление, средняя и громкая музыка способствует абстрактному мышлению, но громкое звучание затрудняет обработку информации, среднее по громкости звучание идеально для творческого мышления и запоминания. Песни или «инструменталка» 48% испытуемых демонстрируют переключение внимания и снижение сосредоточенности при включении песенных композиций со словами. Этот эффект не наблюдается, если для фонового сопровождения включать инструментальные произведения. Практически все музыкальные треки для онлайн прослушивания, созданные для улучшения работы мозга, концентрации, снятия стресса, не содержат слов. Такая музыка часто исполняется на гитаре, пианино или ксилофоне, который создаёт ощущение природных звуков.
Звуки природы Своеобразную музыку для работы мозга можно «слушать онлайн», даже не прибегая к помощи технических средств. Исследовали Политехнического института Ренсселера продемонстрировали, как природные звуки улучшают способность к концентрации, память и другие когнитивные функции. Среди звуков природы, улучшающих внимание, лидируют пение птиц, шум дождя, журчание ручья и звуки горной реки.
Синергия
Особый эффект, повышающий интеллектуальные способности и помогающий стимулировать мозг, наблюдается при сочетании музыкального и препаратного методов мозговой активации. В соединении с музыкальным сопровождением хорошо себя показали средства, оказывающие мягкое воздействие на организм. Речь идёт о препаратах растительного происхождения, таких как HeadBooster, BrainRush, Optimentis. Музыкальные сеансы при использовании этих средств рекомендуется согласовывать с рекомендациями по курсовым приёмам препаратов. Такая комбинация даёт длительный и устойчивый эффект, активизируя высшие когнитивные функции и улучшая эмоциональное состояние.