Нефтяной шантаж возвращается бумерангом – война нервов приведет к банкротству саудитов
Многие либеральные комментаторы весь последний месяц предрекают России крах, из-за резкого падения цен на наши традиционные экспортные товары и прежде всего энергоносители. Мы слышали и истории про то, что якобы российские нефтетрейдеры не могут продать ни барреля нефти европейским потребителям, и про то, что, что при текущих уровнях цен добывать нефть российским производителям просто будет тупо невыгодно, и про то, что падение цен приведет к обвалу инвестиционных программ производителей, упадут вложения в разведку новых месторождений и обновление инфраструктуры.
Диванные аналитики, еще недавно обсуждавшие широкий спектр тем – начиная от убийства иранского генерала Сулеймани, и заканчивая последствиями американских демократических праймериз, моментально стали специалистами по нефтяным рынкам. И вот накануне становится известным примечательный факт – как оказалось, европейские потребители перестали приобретать нефть у саудовских поставщиков. Причина банальна и проста – из-за затоваривания складов объемы предлагаемой на рынке нефти стали превышать спрос и теперь максимально удешевленная саудовская нефть просто никому уже не нужна.
На этом фоне, примечательной новости приходят уже с российского нефтяного рынка. Как сообщают отечественные СИ только в этом месяце, китайские покупатели приобрели порядка полутора миллионов тонн российской нефти. Да, объем невелик – однако по сравнению с нулем, о котором нам рассказывали еще недавно это существенный прогресс. Следует отметить, что свою лепту в падение спроса на саудовскую нефть сыграло и то, что в результате короновируса прекратили работу многие порты, существенно снизились поставки нефтепродуктов танкерами и газовозами, просел спрос на ключевых саудовских экспортных рынках. В итоге в текущей нефтяной войне явно наметился если не перелом, то серьезные звоночки саудитам, как главным закоперщикам всей темы с развалом сделки ОПЕК+.
В этой связи поведение России и российского руководства выглядят крайне сбалансированными и адекватными обстановке. Следует отметить, что все сказки про то, что Россия якобы полностью зависит от экспорта энергоносителей. На самом деле, доля нефти в общем объеме доходов российского бюджета, по прикидкам самого российского Минфина, на ближайшие расчетные годы (текущий и вплоть до 2022 года), составляет немногим более одной трети. За время реализации программ импортозамещения, развития собственного промышленного потенциала в высокотехнологичных отраслях, наращивания производства в области сельского хозяйства, мы смогли по большому счету слезть с нефтяной иглы. Поэтому Россия вполне может и подождать, у нас нет такой зависимости от углеводородов как у саудитов. Нефтегазовые доходы, если говорить об абсолютных цифрах, в текущем году запланированы в размере примерно 7,5 триллионов рублей, в то время как вся расходная часть бюджета будет в районе 20-21 триллиона. Пропорция как видим вполне себе соблюдается.
В этой связи следует отметить и позитивные моменты, связанные с девальвацией рубля – за счет ослабления национальной валюты, монетарные власти получили возможность спокойно выполнять свои социальные обязательства. Да, это неприятно в плане покупки экспортных товаров, однако куда важнее сохранить ритмичность и стабильность выплат в бюджетной сферах и выполнять все государственные обязательства. В конечном итоге и короновирусные кризис завершится, закончится и падение на рынках углеводородов – и тогда Россия выйдет из кризиса с наименьшими издержками и затратами. Чего не скажешь о наших «заклятых» партнерах.