Найти в Дзене

Рейтинги облигаций: надежность, доходность, критерии

Оглавление

Каждый эмитент облигаций хотел бы, чтобы его выпуски обладали кредитным рейтингом, присвоенным рейтинговыми агентствами. Наличие кредитного рейтинга во многом упрощает доступ на рынки капитала, существенно снижая стоимость заимствования, а кроме того — расширяет круг потенциальных инвесторов, предоставляя возможность привлекать большее количество денежных средств под меньший процент обслуживания.

На сайте Московской биржи в разделе «Индексы облигаций» размещен ряд индексов муниципальных и корпоративных облигаций, сегментированных по рейтингу. Одним из требований попадания выпуска в этот список является присвоение выпуску облигаций кредитного рейтинга не ниже указанного в названии индекса рейтинговыми агентствами Standard & Poor's (S&P Global Ratings), Fitch Ratings и Moody’s Investor Service. Данные индексы также имеют свою сегментацию по сроку дюрации.

Чем именно является кредитный рейтинг выпуска облигаций, как и кем он присваивается и что с ним может происходить в дальнейшем, мы разберем ниже.

Общая логика кредитных рейтингов

Кредитный рейтинг — это показатель платежеспособности, присваиваемый как эмитенту, так и его отдельно взятым выпускам. Кредитные рейтинги присваиваются рейтинговыми агентствами и помогают инвесторам принять верные решения об инвестировании, позволяя лучше оценить доходность облигации с точки зрения возможных рисков. Чем выше рейтинг облигации, тем ниже риски. Однако уровень риска напрямую связан с доходностью, соответственно доходность облигации с высоким рейтингом — наоборот ниже.

Исторически так сложилось, что основными мировыми и наиболее авторитетными рейтинговыми агентствами являются т. н. агентства «большой тройки»: Standard & Poor's (S&P Global Ratings), Fitch Ratings, Moody’s Investor Service. Все они базируются в США, из-за чего многие инвесторы критикуют их за предвзятость в присвоении рейтингов. Однако тон задают именно представленные агентства, которые присваивают как долгосрочные так и краткосрочные рейтинги по своим рейтинговым шкалам, которые не сильно, но все же несколько отличаются друг от друга. Остальные мировые и региональные рейтинговые агентства часто имеют очень похожие шкалы, хотя порой и используют совершенно непохожие обозначения.

В целом рейтинги делятся на две категории: инвестиционные (до BBB включительно у S&P и Fitch, и Baa3 у Moody’s) и спекулятивные (все, что ниже инвестиционного). Неинвестиционные рейтинги часто называют мусорными

В бумаги, обладающие инвестиционным рейтингом, обычно осуществляют инвестиции крупные институциональные инвесторы, проявляющие максимум осторожности в своих вложениях — ведь они зачастую управляют коллективными инвестициями. В бумаги спекулятивной группы часто вкладываются менее крупные хедж-фонды, желающие получить более высокую доходность. Разумеется, доходность бумаг инвестиционной группы (как и возможный риск) ниже по сравнению со спекулятивными. Стоит отметить, что по природе своей кредитный рейтинг — это не истина, а субъективная оценка аналитиков агентства, сформировавших мнение по собственной методике.

Рейтинговые агентства в России – это «РИА Рейтинг», «Рус-Рейтинг», «Национальное Рейтинговое Агентство» (НРА), AK&M

Крупнейшие мировые фонды в меньшей мере ориентируются на информацию от этих агентств. Тем не менее в отношении российских облигаций рейтинги указанных агентств могут носить адекватный характер, так как лучше учитывают особенности российской действительности. 

Рис. 1.  Рейтинговые шкалы крупнейших агентств
Рис. 1.  Рейтинговые шкалы крупнейших агентств

Присвоение рейтингов эмитентам и выпускам облигаций

Эмитенты выпускают облигации. Чтобы выпуск облигаций обладал рейтингом надежности, эмитент сам должен обладать таковым. Для обладания рейтингом эмитент должен заключить договор с рейтинговым агентством. После этого эмитент проходит первичную проверку, представители агентства встречаются с руководством эмитента. Происходит анализ эмитента, рейтинговый комитет проводит голосование и извещает эмитента о присвоенном рейтинге. Агентство публикует рейтинг и распространяет информацию о нем. Впоследствии агентство наблюдает за эмитентом и может пересмотреть рейтинг как в лучшую, так и в худшую сторону.

-3
Рис. 2.  Схема присвоения рейтинга эмитенту 
Рис. 2.  Схема присвоения рейтинга эмитенту 

В процессе изучения эмитента аналитики агентства тщательно изучают страновой и отраслевой риски, а также конкурентную позицию эмитента в отрасли. Рассматривается долговая нагрузка эмитента: сравнивается генерируемый им денежный поток и уже имеющаяся задолженность с критериями ее обслуживания. Если указанные параметры удовлетворяют агентство, происходит детальное рассмотрение структуры капитала, финансовой политики, принятых в компании норм корпоративного управления и менеджмента в целом, производится оценка диверсификации бизнеса, а также сравнительный анализ компании с отраслевыми аналогами. Оценивается влияние органов власти на бизнес компании (в условиях российской действительности это может иметь определенное значение), после чего по результатам анализа всех этих факторов принимается решение о присвоении определенного рейтинга. Решение сообщается эмитенту.

-5
Рис. 3. Схема изучения эмитента для присвоения кредитного рейтинга
Рис. 3. Схема изучения эмитента для присвоения кредитного рейтинга

После того как эмитент получает рейтинг, можно говорить о присвоении рейтинга и его облигациям. Для этого определяются условия выпуска и его структура, приоритетность данного выпуска в плане очередности выплат кредиторам по прочим обязательствам эмитента, наличие внешней поддержки или механизмов повышения кредитного качества — залогов и поручительств — а также дополнительных элементов, способных снизить кредитные риски эмитента и его выпусков облигаций.

В дальнейшем эмитент и агентство продолжают взаимодействовать с эмитентом. Рейтинги эмитента и его выпусков облигаций постоянно мониторятся и могут меняться. Агентство анализирует информацию об изменениях в планах эмитента, обсуждает с ним последние события, влияющие на уровень кредитного риска, оценивает прочие факторы, способные повлиять на кредитоспособность эмитента.

Наличие кредитного рейтинга помогает эмитенту выпускать облигации с меньшими затратами по их обслуживанию. Это способствует развитию эмитента, хотя и требует определенных затрат. 

Делитесь полезными материалами в социальных сетях и подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о мире инвестиций!

Ещё больше интересных материалов в источнике