Банки имеют право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных как Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), так и рекомендациями Росфинмониторинга и ЦБ РФ (Письмо Банка РФ от 31.12.2014 г. №236-Т). ЦБ РФ разработан проект по изменению перечня сомнительных операций.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Банкам предоставлено право отказать в выполнении распоряжений клиента в совершении операций по счету не только в случае непредставления документов, необходимых для фиксирования информации, но и в случае возникновения соответствующих подозрений относительно проводимой операции (п.11 ст.7 Закона №115-ФЗ). То есть при наличии сомнительных признаков банки имеют право отказать клиенту в операции, в исключительных случаях -расторгнуть с клиентом договор. При этом клиент может оказаться в «черном списке» ЦБ РФ.
Признаки сомнительных операций клиентов банка впервые были введены Положением №375-П в 2012 году. В Приложении Положения №375-П приведен перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. При этом каждая кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению.
Важно! В феврале 2020 г. на сайте ЦБ РФ размещен проект поправок в Положение №375-П. Планируемые поправки коснулись именно перечня признаков необычной сделки.
На сегодняшний день основная сложность применения «антиотмывочного» законодательства в том, что исчерпывающего перечня операций, относимых банком к числу подозрительных, необычных, сомнительных или транзитных, не существует.
В Приложении Положения №375-П содержится примерный классификатор признаков, указывающих на необычный характер сделки, их более 100.
В классификаторе много устаревших схем совершения операций, а также размытых формулировок.
Важно! Поправки, разработанные ЦБ совместно с Росфинмониторингом, должны сократить число оснований для отказа в проведении операций. Но, как мы видим из проекта, наряду с сокращением признаков необычных сделок, добавились новые признаки сомнительных операций.
ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ УБРАТЬ ИЗ ПЕРЕЧНЯ?
Прежде всего, классификатор «похудел» на следующие признаки:
- признак 1108 - пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг, а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг. То есть клиент проводит операцию, несмотря на высокие тарифы банковского обслуживания.
- признак 1109 - наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики.
- признаки 2207-2208 – операции, свидетельствующие о возможном финансировании терроризма. Например, поступление из-за рубежа денежных средств на счета российских НКО или религиозных организаций.
- признаки 1401, 1403-1405 и др., касающиеся проведения операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств. Например, открытие в течение небольшого периода на имя одного клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица нескольких срочных депозитных счетов с внесением на них сумм менее 600 тысяч рублей либо их эквивалента в инвалюте.
ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ ДОБАВИТЬ В ПЕРЕЧЕНЬ?
В классификатор хотят добавить новые признаки:
-признак 11 группы:
- операции, связанные с приобретением или продажей виртуальных активов. Поправка обусловлена внедрением современных цифровых технологий. Речь идет о цифровых аналогах долговых расписок, криптовалюте, токенах, доменных имен.
- операции, которые осуществлены с одной группы IP-адресов или одного устройства (мобильного телефона, ноутбука и т.п.) операциями по счетам компаний, зарегистрированных в разных странах либо принадлежащих разным собственникам
- операции по списанию со счетов по исполнительным документам.
По данным Росфинмониторинга эти операции могут быть связаны с обналичиванием денежных средств.
-признак 14 группы:
- регулярные зачисления денежных средств от компаний-ломозаготовителей для покупки лома черных, цветных или драгоценных металлов на банковские счета физических лиц на сумму более 250 тысяч рублей в месяц и последующее снятие этих средств в наличной форме;
- снятие компанией денежных средств в наличной форме с банковского счета для покупки у физиков лома черных, цветных или драгоценных металлов на сумму более 3 млн рублей в день;
- снятие компанией денежных средств в наличной форме с корпоративной банковской карты либо списание с корпоративной карты в пользу компаний, осуществляющих торговлю товарами и (или) услугами.
То есть это операции, которые также могут быть связаны с обналичиванием денежных средств.
- снятие «физиком» денежных средств в наличной форме с банковского счета, ранее поступивших от компании или ИП.
Из поля подозрения исключат такие операции как перечисление заработной платы и приравненных к ней платежей, расчетов лиц, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты), получения дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий и иных социальных выплат, страховых возмещений, выплат на основании решений судебных органов.
- признаки 18 группы – проведение международных расчетов (например, перевод денежных средств компаниями – резидентами по сделкам купли-продажи доли в уставном капитале нерезидентов, если деятельность нерезидентов несопоставима со стоимостью приобретаемой доли).
- признаки 19 группы – это операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (например, перевод со счета клиента – резидента денежных средств, полученных от предъявленных к погашению банковских векселей, на счет нерезидента, первыми векселедержателями по которым являются резиденты).
- признаки 26 группы – это операции, которые могут быть связаны с отмыванием доходов с участием публичных должностных лиц (например, зачисление на счет клиента, денежных средств со счетов компаний, в отношении которых имеется информация об участии в государственных закупках).
Речь идет о так называемых «откатах» при участии в государственных закупах.
Важно! Отметим, что данный перечень не является исчерпывающим: каждый банк вправе дополнять их своими внутренними критериями, с учетом масштаба, специфики и характера его деятельности.
Таким образом, наряду с сокращением перечня сомнительных операций, появились новые, которые вызывают ряд вопросов. Например, списание счетов по исполнительным документам. Определять сомнительность в данном случае банки будут на основании собственных разработанных критериев.
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/