Сразу предупреждаю - это "скучная" статья, но изложенные в ней цифры - хорошая пища для размышлений.
То, что за последние несколько месяцев мир изменился, не подлежит никакому сомнению. И прежним он уже не будет никогда. Я мог бы долго и занудно объяснять, что и как изменилось, но имеющиеся у меня цифры говорят сами за себя.
Развитие торговли в сети Интернет составило:
- в 2018 году - 56%
- в 2019 году ещё на 44%
- за шесть месяцев 2020 года - на 161%.
Развитие розничной торговли составило:
- в 2018 году - 3%
- в 2019 году - 1,6%
- за шесть месяцев 2020 года - общий спад на 28% (по некоторым отраслям 76%).
Почувствовали разницу? Интернет-торговля развивается дикими темпами, и только слепой может говорить о том, что лучше торговать на ярмарках, фестивалях, в магазинах.
Когда мы только-только начинали торговать своими работами из художественного стекла из сети интернет было максимум 1-2 заказа в месяц. Но мы не бросали группы в социальных сетях, а бережно наполняли их новыми работами, общались с людьми, писали статьи, публиковали фотографии. Постепенно количество заказов через социальные сети и сайт стало увеличиваться (хотя некоторые сети до сих пор не дают желаемой отдачи).
Всё изменилось в этом году - за последние три месяца "в живую" было продано всего лишь 18 украшений - люди специально приезжали к нам в мастерскую выбрать что-нибудь в подарок другим или для себя лично.
Всё остальное, а это 3-5 заказов в день, продаётся через социальные сети или наш собственный интернет-магазин. Плюс, впервые через интернет начались заказы на мастер-классы и обучение фьюзингу (спеканию стекла).
Люди из других городов пишут письма с просьбами организовать полноценное обучение, провести разовый или двухдневный мастер-класс. Приезжают в гости из Уфы, Перми, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы и даже Калининграда!
Вчера я разговаривал с прекрасным мастером, столяром от бога. С самого начала он работал только через личные встречи, личные продажи. У него не было даже личной страницы во ВКонтакте - просто не хватало времени на это. Сейчас он сидит без работы - 2-3 заказа в месяц не позволяют даже оплачивать коммуналку и питание.
Зато свободного времени полно!
И только сейчас он решил создать группу в ВК для продажи своих работ и получения заказов. Именно за консультацией он и приехал ко мне в гости. Он надеялся на то, что сразу после создания группы на него посыпятся заказы.
И я ему ответил то, что пишу сейчас.
Не посыпятся! И до первого заказа, даже будь ты трижды великолепный мастер, может пройти не одна неделя или даже месяц. До нормального уровня продаж и заказов вообще может пройти пара лет.
НО!
Если вы не начали вести блог в социальных сетях, не начали организовывать свои продающие группы, это нужно делать срочно! Прямо сейчас. Как вы уже видели, вся торговля уходит в интернет и без блога мастер обречён на сокращение заказов.
При этом каждый год стоимость создания, ведения и продвижения блога в социальных сетях дорожает на 25-30%.
Два года назад нам предлагали новый дизайн и оформление для группы во Вконтакте всего за три тысячи рублей. Мы отказались, так как не было времени, да и все деньги уходили на стекло, оборудование. В этом году мы решили "разориться" и заказали у специалистов новый дизайн. Обошлись все работы в 5500 рублей (с учётом того, что многое мы сделали сами).
За рекламу приходится платить ещё больше.
Если в прошлом году стоимость рекламы одного поста с нашими работами была в среднем 400 рублей и социальная сеть за эти деньги приводила к нам 10 тысяч человек, то сегодня за 500 рублей охват будет 6-7 тысяч.
По статистике, в 2018 году каждый покупатель обходился мастеру в среднем в 12-15 рублей, в 2019 году в 20-25 рублей, в этом году покупатель, совершивший покупку после клика по рекламе, обходится мастеру от 32 до 110 рублей.
Поэтому, мастера, если у вас нет своего блога, продающей группы - пока не поздно, начинайте его вести. С каждым годом, месяцем, днём новые заказы, и покупатели будут обходиться вам всё дороже и дороже.
Мы также есть во ВКонтакте, в Одноклассниках.