Рассказываем о тех, которые стали домами для произведений современного искусства.
— В сентябре 2020 года витражи по эскизам Герхарда Рихтера будут открыты в древнейшем в Германии аббатстве Толай.
За основу художник взял свою абстрактную работу 1990 года «Patterns». Витражи займут три огромных вертикальных окна. Для Рихтера это не первый опыт интеграции своих произведений в пространство храма. В 2007 году в южном нефе Кёльнского собора был открыт пиксельный витраж, состоящий из более чем 11 тысяч кусочков стекла 80 оттенков. Работа художника тогда вызвала неоднозначную реакцию жителей города и религиозных деятелей. Критики отмечали, что цветовая гамма витража оживляла внутреннее пространство храма, но в то же время противоречила христианским догматам.
— В 2019 году в неаполитанской церкви Пио Монте делла Мизерикордиа появились четыре скульптуры авторства Яна Фабра.
Их фламандский художник выполнил из красного коралла. Каждая скульптура — высотой чуть больше метра и весит около 50 кг. В храме также хранится алтарный образ «Семь дел милосердия» Караваджо.
Есть работы Яна Фабра и в церкви святого Августина в Антверпене. Здесь установлена бронзовая скульптура, изображающая самого художника, держащего на вытянутой руке крест. Работу для собора заказал его настоятель Барт Паэпен. В 2014 году он увидел ее в одной из художественных галерей. Скульптура тогда была изготовлена из воска. А в 2015-м в церкви появился ее бронзовый вариант. До этого произведение искусства в последний раз храм покупал в 1924 году.
— Бунтарка, скандалистка и ключевая фигура объединения «Молодые британские художники» Трейси Эмин тоже «отметилась» в церкви.
В 2008 году художнице заказали работу для Кафедрального собора Ливерпуля. При помощи неоновых трубок Эмин выложила надпись «I felt you and I knew you loved me» («Я чувствовала тебя, и я знала, что ты любишь меня»). Сама художница объясняла, что эти слова — обращение к ближнему. Но также они могут символизировать и любовь к Богу.
— В 2014 году в соборе Св. Павла открылась видеоинсталляция Билла Виолы «Мученики».
Для храма это была не первая работа современного художника в его стенах. Но первая, выставленная на постоянной основе. Плазменные экраны установили за алтарем южного предела. На них транслируется видео с последними минутами жизни четырех людей. Сам художник отмечал, что видеоинсталляция символизирует глубочайшие из человеческих тайн. А каноник собора Св. Павла преподобный Марк Оукли отмечал:
«Хотя работа выполнена не в христианской традиции, она найдет отклик в душе любого христианина. И не только. Каждый год к нам приходят сотни тысяч людей — верующих, сомневающихся в своей вере, атеистов. Любого из них это произведение искусства заставит задуматься об истинных ценностях».
— Джейн Александр — современная художница из ЮАР.
В 2013 году она создала работу «Исследования (с мыса Доброй Надежды)» для храма Святого Иоанна в Нью-Йорке. По церкви тогда были расставлены скульптуры полулюдей-полузверей. Большинство из них были голыми. Одни сидели на ящиках с боеприпасами, у других были завязаны глаза, третьи волочили на веревках мачете. Работа тогда вызвала противоположную реакцию. Одни называли ее «зловеще красивой», другие — «провокационной», «отталкивающей» и неуместной в стенах храма.
— В 2015 году российская арт-группа Recycle Group представила на Венецианской биеннале инсталляцию «Conversion».
Ее художники установили в старинной церкви Святого Антонина. Работа рассказывала о жизни современного человека в эпоху развития Интернета и появления новых гаджетов. Скорость распространения информации, ее ежесекундное обновление и доступность породили культ технологий — новой религии. Recycle Group представили руины святилища XXI века. На обломки Ноева ковчега художники нанесли иконки приложений, а в центре импровизированного храмового алтаря поставили «крест» Facebook.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.