Найти тему
Artfragment

Новая религия: как современное искусство проникло в храмы

Оглавление

Рассказываем о тех, которые стали домами для произведений современного искусства.

— В сентябре 2020 года витражи по эскизам Герхарда Рихтера будут открыты в древнейшем в Германии аббатстве Толай.

За основу художник взял свою абстрактную работу 1990 года «Patterns». Витражи займут три огромных вертикальных окна. Для Рихтера это не первый опыт интеграции своих произведений в пространство храма. В 2007 году в южном нефе Кёльнского собора был открыт пиксельный витраж, состоящий из более чем 11 тысяч кусочков стекла 80 оттенков. Работа художника тогда вызвала неоднозначную реакцию жителей города и религиозных деятелей. Критики отмечали, что цветовая гамма витража оживляла внутреннее пространство храма, но в то же время противоречила христианским догматам.

Герхард Рихтер, витраж для Кёльнского собора, 2007.
Герхард Рихтер, витраж для Кёльнского собора, 2007.

— В 2019 году в неаполитанской церкви Пио Монте делла Мизерикордиа появились четыре скульптуры авторства Яна Фабра.

Их фламандский художник выполнил из красного коралла. Каждая скульптура — высотой чуть больше метра и весит около 50 кг. В храме также хранится алтарный образ «Семь дел милосердия» Караваджо.

Ян Фабр, одна из скульптур для церкви Пио Монте делла Мизерикордиа, 2019.
Ян Фабр, одна из скульптур для церкви Пио Монте делла Мизерикордиа, 2019.

Есть работы Яна Фабра и в церкви святого Августина в Антверпене. Здесь установлена бронзовая скульптура, изображающая самого художника, держащего на вытянутой руке крест. Работу для собора заказал его настоятель Барт Паэпен. В 2014 году он увидел ее в одной из художественных галерей. Скульптура тогда была изготовлена из воска. А в 2015-м в церкви появился ее бронзовый вариант. До этого произведение искусства в последний раз храм покупал в 1924 году.

Ян Фабр, «Человек, который несет на себе крест», 2015, photo by Attilio Maranzano © Angelos bvba.
Ян Фабр, «Человек, который несет на себе крест», 2015, photo by Attilio Maranzano © Angelos bvba.

— Бунтарка, скандалистка и ключевая фигура объединения «Молодые британские художники» Трейси Эмин тоже «отметилась» в церкви.

В 2008 году художнице заказали работу для Кафедрального собора Ливерпуля. При помощи неоновых трубок Эмин выложила надпись «I felt you and I knew you loved me» («Я чувствовала тебя, и я знала, что ты любишь меня»). Сама художница объясняла, что эти слова — обращение к ближнему. Но также они могут символизировать и любовь к Богу.

Трейси Эмин, «I felt you and I knew you loved me», 2008.
Трейси Эмин, «I felt you and I knew you loved me», 2008.

— В 2014 году в соборе Св. Павла открылась видеоинсталляция Билла Виолы «Мученики».

Для храма это была не первая работа современного художника в его стенах. Но первая, выставленная на постоянной основе. Плазменные экраны установили за алтарем южного предела. На них транслируется видео с последними минутами жизни четырех людей. Сам художник отмечал, что видеоинсталляция символизирует глубочайшие из человеческих тайн. А каноник собора Св. Павла преподобный Марк Оукли отмечал:

«Хотя работа выполнена не в христианской традиции, она найдет отклик в душе любого христианина. И не только. Каждый год к нам приходят сотни тысяч людей — верующих, сомневающихся в своей вере, атеистов. Любого из них это произведение искусства заставит задуматься об истинных ценностях».

Билл Виола, «Мученики», 2014.
Билл Виола, «Мученики», 2014.

— Джейн Александр — современная художница из ЮАР.

В 2013 году она создала работу «Исследования (с мыса Доброй Надежды)» для храма Святого Иоанна в Нью-Йорке. По церкви тогда были расставлены скульптуры полулюдей-полузверей. Большинство из них были голыми. Одни сидели на ящиках с боеприпасами, у других были завязаны глаза, третьи волочили на веревках мачете. Работа тогда вызвала противоположную реакцию. Одни называли ее «зловеще красивой», другие — «провокационной», «отталкивающей» и неуместной в стенах храма.

Джейн Александр, «Исследования (с мыса Доброй Надежды)», 2013.
Джейн Александр, «Исследования (с мыса Доброй Надежды)», 2013.

— В 2015 году российская арт-группа Recycle Group представила на Венецианской биеннале инсталляцию «Conversion».

Ее художники установили в старинной церкви Святого Антонина. Работа рассказывала о жизни современного человека в эпоху развития Интернета и появления новых гаджетов. Скорость распространения информации, ее ежесекундное обновление и доступность породили культ ­технологий — новой религии. Recycle Group представили руины святилища XXI века. На обломки Ноева ковчега художники нанесли иконки приложений, а в центре импровизированного храмового алтаря поставили «крест» Facebook.

Recycle Group, «Conversion».
Recycle Group, «Conversion».

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.