Найти тему

Курс MBA по маркетингу

В этот раз у меня получился настоящий конспект, а обзор или заметка. Поэтому, если интересует классика маркетинга, по которой до сих пор учат студентов в отечественных вузах, то welcome. 

Новизны никакой не будет, только систематизация имеющихся знаний. Что-то из этого я до сих пор успешно применяю в работе. 

Книга написана в начале 90х и всецело описывает американский опыт 80х. Но вот, что интересно, некоторые вещи были очень метко предсказаны и имеют очень прямое отношение к нам. 

Например, person to person marketing. Маркетинг, ориентированный не на массовую аудиторию, не на сегмент, а на конкретного человека. Максимально таргетированный маркетинг, основанный на интересах и предпочтениях человека. И это до господства всемирной паутины и интернет-маркетинга с соц сетями.

Давайте к делу!

Маркетинг должен идти от покупателя

Наверное, подобное умозаключение казалось очень свежим для конца 20 века. Сегодня и так понятно, что отталкиваться надо от предпочтений покупателя. Производить продукт, который будет интересен клиенту, а не тот, который компания умеет или может произвести. Авторы призывают изучать потребителя, спрашивать клиента, а чего хочет он. 

Прикол в том, что два года назад на региональной конференции по маркетингу крутой спикер 20 минут заливал про то же самое. Вывод: с конференциями осторожнее - дуют в уши. 

Основа маркетинга – удовлетворение потребностей покупателя. 

Нам с вами, товарищи-маркетолог еще и денег надо заработать для фирмы. Так что перефразирую: ищите способы, как удовлетворить покупателя так, чтобы заработать на этом как можно больше. 

4P или маркетинг-микс

Разбору микса посвящена основная часть книги. Здесь подробно про продукт, цену, продвижение, ценообразование. Много примеров известных и не очень корпораций. 

Стратегическое планирование умерло! Да здравствует стратегическое планирование! 

Такое чувство, как будто идеи начала 90х только что пересекли океан и постучались в Новосибирск. Вот тоже самое обсуждали на конференциях в 2017-2018 гг, когда все заболели Agile. 

Много было умных статей про переменчивый мир и необходимость реагировать быстро. 

В 90х в США отказались от тяжеленных стратегий плановой экономики в пользу более гибких вариантов. Но совсем без стратегии никак. Об этом и пишут авторы. 

На авансцену выходит МИССИЯ и корпоративные ценности, как основа стратегии. 

На корпорацию перестают смотреть, как на жесткую вертикально-интегрированную структуру. Усиливаются лозунги к изменениям «снизу вверх», а не наоборот. 

Про долю рынка

Если ранее показателем успешности компании была доля рынка, то теперь ориентиры сдвигаются. Доля – это показатель прошлых, а не будущих продаж, она не даёт возможности прогнозировать успех.  Конкурент с меньшей долей рынка может учиться быстрее и повышать качество. 

Исследования и сбор данных 

Маркетинг процентов так на 25%-30% состоит из анализов (это по-моему опыту), у кого-то больше, а кто-то анализы не сдаёт :)

Хотя сейчас таких не много, наступила эра сквозной аналитики: CRM, приложения, метрики – сказка для маркетолога. Я многое делала вручную :(

Лайфхаки для анализа конкурентов

Вот откуда Манн стащил свои рекомендации :)

Помимо дорогих отчётов от «Радара» можно использовать вполне бытовые вещи: смотреть годовые отчёты конкурентов, ходить на выставки и конференции, читать объявления о приёме на работу (смотрим на вакансии – понимаем, какие отделы и направления они развивают), налоговая и прочая гос. информация из открытых источников. Можно пойти в поля и пообщаться с покупателями конкурента. 

Этапы исследования

· Формулирование проблемы

· Определение необходимой информации и источников ее получения

· Выбор методики исследования. 

· Определение выборки

· Обработка и анализ данных

· Отчет и использование данных

Работа с опросами

Терминология 

Генеральная совокупность - все представители базы с нужными характеристиками. 

Выборки: вероятностная и неслучайная.

Вероятностная

Простая случайная выборка - из генеральной совокупности случайным образом выбираются люди. 

Стратифицированная случайная выборка - когда сначала выделяются группы, а после из них выбирают случайной выборкой. Это нужно, когда одна из групп может повлиять на результаты. 

Неслучайная выборка:

Нерепрезентативная выборка - случайный выбор среди людей без наличия генеральной совокупности (пальцем в небо). 

Групповая выборка - выбор среди групп, разделённых в зависимости от нужных характеристик. 

Составление вопросника:

Первые вопросы не должны влиять на последующие ответы! 

  • простой язык
  • вопросы должны быть напрямую связаны с целью исследования. 

Протестировать: показать людям и спросить, как они понимают этот вопрос? (я спрашивала наших менеджеров продаж). 

Типы опросов:

· Шкала Ликерта: ваше отношение к чему-то (согласен, не согласен, скорее да, чем нет и тп). 

· Семантический дифференциал - шкала между двумя полярными словами (плохой/хороший), поставить точку, к чему ближе.

· Словесные ассоциации.

· Завершите предложение (Мне нравится этот продукт потому что…)

· Шкала важности.

· Оценочная шкала (словам присваиваются цифры (не важно 1, важно 2), потом оцениваем критерии). 

Это интересно! Про рекламу для пожилых!

Наше когнитивное восприятие актёров и моделе в рекламе только 80% совпадает с нашим хронологическим возрастом. Если хотите, чтобы 70-летние люди ассоциировали себя с рекламой, то моделям должно быть 57 лет.

И кстати про маркетинг для пожилых: они медленнее обрабатывают информацию, поэтому предпочитают читать, чтобы управлять темпом восприятия информации. 

Способы прогнозирования ситуации на рынке 

· Простой анализ тенденций (очень общая картина, это как «вести, глядя в зеркало заднего вида»).

· Анализ доли рынка.

· Тестирование рынка (на отдельной его части, например, в конкретном магазине). 

· Прием наращивания рынка (похож на тестирование, только сначала на разных аудиториях тестируют, потом их объединяют – постепенно наращивают по мере успеха). 

· Разделение рынка. 

· Анализ сценариев: оптимистичный, пессимистичный, вероятный. 

· Метод Дельфи – группу экспертов просят оценить, важность различных  факторов, которые могут повлиять на будущие события. Каждый эксперт даёт своё анонимное заключение. Потом это заключение показывают другому эксперту, и тот вносит правки. И так до тех пор, пока не будет достигнуто единого мнения экспертов. 

· Жюри официальных руководителей – руководящие работники рассуждают, что будет с отраслью и компанией через несколько лет.

· Оценка от торгового персонала. Они ближе к покупателю и могут сказать, что ему нужно. 

· Барометрический метод - анализ прошлых тенденций, чтобы спрогнозировать будущее (но в наше время что-то прогнозировать, как гадать на кофейной гуще). 

Кто оказывает влияние на потребителя?

Здесь все стандартно: против ЛОМа нет приёма. Ищем лидеров общественного мнения. Сегодня это блогеры.

Опорные группы, к которым относится ближнее и дальнее окруженеи – семья, коллеги по работе, товарищи из спорт-зала и тд. 

На выбор потребителя оказывает влияние индивидуальные факторы: психология потребления, мотивы, желания. 

Важный момент! Поведение потребителя определяет не реальность! А его представление об этой реальности! Его надо исследовать и изпользовать в маркетинговых материалах. 

Про порог чувствительности. То, что один не заметит, другого может довести до белого коленья.  Например, кому-то важно, что чипсы стали тоньше на 0,008 дюйма и по-другому невкусно! 

Маркетолог должен предвидеть возможные пороги чувствительности своей аудитории и заготовить должную реакцию.

Этапы покупки:

  • Осознание проблемы.
  • Поиск внутренней информации ( у себя в      голове).
  • Поиск внешней информации.
  • Решение.
  • Оценка после покупки.

Сегментация, постановка целей, позиционирование

Сегментация:

Этапы сегментации:

Определение границ рынка.

  • Решить, какие переменные использовать для сегментации.
  • Сбор и анализ данных для сегментации.
  • Разработка профиля каждого сегмента.
  • Нацеливание на сегменты, которые будут обслуживаться.
  • Разработать маркетинговый план.

Разработка стратегии позиционирования:

Выбор      актуального продукта/рынка.

  • Определение конкурентов.
  • Определение,      как потребители оценивают возможные варианты выбора.
  • Как      воспринимаются конкуренты.
  • Разрывы      в удерживаемых позициях (поиск свободного места на рынке и в голове потребителя).
  • Планирование и осуществление страт позиционирования.
  • Мониторинг  позиции.

Разработка нового товара 

Типы товаров:

  • Новые в мире.
  • Новые  товарные ряды.
  • Дополнения  к существующим товарным рядам.
  • Улучшения  существующих товаров. 
  • Репозиционирование.      
  • Снижение  издержек (та же ценность за меньше цену). 

Стратегии управления товарами

· Стратегия полного или ограниченного товарного ряда - семейство товаров разнообразных по ассортименту.

· Стратегия заполнения ассортимента.

· Заполнение брешей на рынке.

· Расширение ассортимента и влияния марки (например, Starbucks в своё время еще и джазовые CD диски издавала).

· Стратегия расширения товарного ряда - охват сегменты с товарами и высокого и низкого качества. 

· Стратегия повторного позиционирования - мы не пропали, все те же и также круты. 

· Планируемое моральное старение – например, Apple постоянно обновляет устройства, так как прежние морально устаревают. Точнее Apple делает всё, чтобы они устаревали быстрее. 

· Стратегия удаления товаров. 

Жизненный цикл товара

Это старая тема, которая касается не только товара, но и компании в целом. Здесь я советую почитать про S-образную кривую и движение по ней. Короче ключевая идея в том, что к стадии угасания надо быть готовым. Вы не всегда будете на пике популярности. И если сейчас продажи прут – это верный признак того, что следующий этап – спад продаж, потом угасание и смерть. Выход – искать новые ходы и возможности, чтобы перепрыгнуть на новую S-образную кривую и заново начать цикл.

Стадии цикла:

· Выход на рынок, развитие – про вас еще никто не знает.

· Развитие – пошли первые продажи – пора вкладывать деньги, чтобы активно развиваться.

· Популярность – вы на вершине S-образной кривой. 

· Зрелость – продажи понемногу падают. Руководство не может понять, в чём дело, не готово к следующему этапу и ничего не предпринимает, кроме изменения тактических действий (давайте перекрасим упаковку в жёлтый и продажи опять попрут). 

· Угасание – продажи сокращаются, и с этим уже ничего не сделаешь. 

Для стадии зрелости есть две стратегии: оборонительная и наступательная.

Оборонительная - сохранить долю. Покупатель становится менее отзывчивым к рекламе и продвижению, поэтому эти средства направляются на стимулирование дилеров и посредников. 

Наступательная - поиск новых рынков и сегментов, дополнительные возможности использовать товар. 

Важно не путать причину угасания: мы теряем долю рынка или этот сегмент рынка в целом сокращается. Для этого наблюдаем, как дела у конкурентов.

Цена как элемент маркетинг микса

Я просто перечислю, какие есть стратегии ценообразования:

· Стратегия ценообразование от затрат.

· Стратегия ценообразование по формуле.

· Стратегия «затраты плюс прибыль» - здесь сложность в том, чтобы спрогнозировать прибыль, и затраты могут меняться.

· Стратегия обеспечения целевой прибыли. Ищем цену, которая покроет постоянные и переменные затраты.

Эти стратегии далеки от спроса и конкурентов, зато близки нуждам фирмы. Короче не актуальны они сегодня. 

Стратегии от спроса

Их надо тестировать. 

· Стратегия престижного ценообразования (чем выше цена, тем лучше продаётся, но главное не переборщить).

· Стратегия эластичной цены. В этом случае цена зависит от эластичности рынка, насколько сильно он реагирует на изменение цены.

Цены в зависимости жизненного цикла: 

Начальная стадия цикл, постепенный рост – высокие цены; при быстром росте цены лучше снизить, чтобы не поощрять конкурентов; медленный рост – ещё немног снизить, чтобы привлечь бОльшую аудиторию; зрелость – здесь уже избегать дальнейшего снижения, потому что вновь поднять уже не удастся; угасание- снижать, чтобы распродать остатки. 

Распределение, как элемент маркетинг микса

Здесь у меня будет совсем немного, потому что эта тема далека от бизнеса услуг, а я работаю именно там. В общем, по верхам. 

Стратегии распределения

· Интенсивное распределение - охват более широкой территории. Товар есть в наличии везде, где им могут интересоваться.  

· Избирательное - ограниченное число точек. Для товаров обдуманных покупок и пользующихся высокой степенью лояльности. 

· Эксклюзивное распределение - один посредник, который представляет товар в регионе.  

На этом у меня всё по функции распределения :) 

Но в книге написано много. Там и розница и опт. Если вам актуально – загляните. 

Продвижение

Здесь тоже немного, потому что этой теорией все уже наелись. Главный акцент авторы делают на то, что продвижение не должно «болтаться» само по себе (как было в компании, где я работала). Рекламная кампания имеет конкретную цель. Цель завязана на крепкий узел с маркетинговым планом, а тот вытекает из бизнес-плана, а БП из стратегического плана компании. Вот такая матрёшка. И она по-прежнему актуальна. Потому что продвижение должно принести клиентов и деньги, а сколько нам нужно денег расскажет бизнес-план. 

цели бывают: 

· предпродажные ( по системе AIDA: осведомлённость - интерес - желание – действие);

· цели продаж (увеличить продажи);

· формирование образа (вот это маркетологи любятJ много разговоров про бренд, мало про деньги). 

Три подхода к рекламным кампаниям:

· Непрерывная (подача материалов распределена на весь период рекламной стратегии равномерно). 

· Периодическая (если спрос сезонный, не постоянный, то рекламу надо размещать в актуальный сезон). 

· Массированная (или концентрированная) – в определенные промежутки времени «бахаем» сразу все рекламные сообщения).

Есть еще пульсирующий подход, когда реклама идёт непрерывно с короткими вспышками мощной рекламы. 

Стимулирование продаж - под этим подразумевают презентации, выставки, экспозиции. 

Стратегия выталкивания и протягивания

Выталкивание – по дилерскому каналу, где каждый убеждает купить товар, через личные продажи.

Вытягивания – использовать продвижение, рассчитанное на массовый спрос.

В общем, если кратенько, то вот так. 

Вопросы? Замечания? Пожелания? :)