Несколько раз уже сталкивался с противоречивыми рассуждениями о цене, стоимости и производительности труда, в свете определений от классиков научного коммунизма (о мраке от буржуазных экономистов, даже не вспоминаю).
Проблема здесь состоит в том, что на самом деле капиталистическая экономика по своей природе лишь частично рыночная (а то и вовсе нерыночная), особенно это касается капитализма на его современной стадии развития. Поэтому, общепринятые определения, абсолютно или в основном верные в 19 веке (когда экономика была еще в основном рыночной), теперь применимы далеко не всегда и не везде. А иногда, неприменимы уже принципиально.
Связано это с особенностями устройства современных механизмов управления финансовыми потоками, используемых в условиях монополистического колониального капитализма (империализма). Сложность ситуации для нас (для нашего родного олигархоза), скрывается в том, что цены на многие товары могут устанавливаться (и устанавливаются) директивно, существенно ниже или выше их реальной стоимости (разработки, изготовления, добычи и т.д.).
При этом, убытки (неэквивалентность обмена) покрываются за счет прибылей из других источников, за счет (ограбления) собственного мелкого капитала и населения, каких-то других стран, и/или распределяются на всех (на весь мир), через эмиссию международной валюты.
Кроме того, само понятие "стоимость товара", в денежном выражении, в рамках международной торговли, теряет смысл, из-за существенных (управляемых) перекосов в уровнях и стоимости жизни в разных странах. Т.е. повсеместно (особенно, в международной торговле) происходит обмен товаров с огромным несоответствием по трудоемкости их изготовления (неэквивалентный обмен). Кстати, именно в этом и заключается один из главных трюков современного неоколониализма, благодаря которому его никто как бы не замечает.
Таким образом, в современном мире, во многих случаях, цена на товар уже никак не связана с его себестоимостью (трудоемкостью изготовления) и зависит только от одного фактора: уровня платежеспособного спроса целевой аудитории. Любые товары могут продаваться намного дешевле их реальной цены.
Причем, если в этом есть необходимость, для глобального капитала, то убытки тихо и незаметно покрываются (списываются), а сверхприбыли (если они образуются), столь же незаметно и деликатно (а иногда и очень грубо), изымаются и используются на благо и в интересах крупного капитала.
Суть современной экономики (глобальной буржуазной диктатуры), это стремление господствующего класса обеспечить производство максимального объема всевозможных благ для себя (для элит), при минимальном производстве благ для всех остальных (а желательно, чтобы и самих остальных стало как-нибудь поменьше). Именно в этом и заключается понимание элитами "оптимизации" (которое все остальное население закономерно и справедливо воспринимает, как "ликвидацию" и геноцид).
В таких условиях, прибыльность или убыточность любой экономической деятельности, любого предприятия или страны, всегда будут зависеть только от воли владельцев-рабов глобального капитала (независимо от эквивалентности обмена).
Если какая-то экономическая деятельность целесообразна в рамках глобальной экономики, то ее прибыльность (безубыточность), так или иначе, будет обеспечена крупным капиталом (путем ручной настройки финансовых и налоговых систем), а если нецелесообразна - то разорение неизбежно (то же касается стран и народов).