Найти тему
SAMCOM

Почему меры, направленные на поддержку отрасли грузоперевозок, её не поддерживают?

Оглавление

Уже не первый год аудиторско-консалтинговая компания EY (Ernst & Young) делает обзоры отрасли грузоперевозок. Они анализируют позиции транспортной системы нашей страны в мире, тенденции развития, показатели грузообразующих областей, перспективы развития отрасли грузоперевозок, источники финансирования, сдерживающие факторы и меры государственной поддержки.

Если вам интересно узнать о каждом критерии более подробно, то вам сюда. Мы же остановимся на сдерживающих факторах и мерах государственной поддержки отрасли грузоперевозок автомобильным транспортом. Потому что именно к ним у нас возникли вопросы.

Какие проблемы в отрасли грузоперевозок видят её участники?

-2

EY провели опрос среди представителей отрасли, в ходе которого были выделены следующие проблемы:

  1. Низкая прозрачность рынка.
  2. Искусственное занижение цен.
  3. Высокая фрагментированность рынка.
  4. Устаревший автопарк.
  5. Недостаточные темпы роста экономики РФ.
  6. Устаревшая нормативная база.
  7. Недостаточное развитие электронного документооборота.
  8. Длительность процедур документарного, таможенного оформления грузов.

Какие меры поддержки предоставляет или планирует предоставить государство?

-3

К мерам государственной поддержки в обзоре отнесены:

  1. Внедрение системы «Платон» и все изменения, которые направлены на поддержание её функционирования.
  2. Заключение Соглашения между правительствами РФ и КНР о международном автомобильном сообщении.
  3. Проект Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации», главной задачей которого является создание единого общенационального реестра автоперевозчиков.

Также в планах Минтранса РФ:

  • разработка регламентов, направленных на минимизацию порожнего пробега автомобилей, уменьшение времени простоя в погрузо-разгрузочных пунктах и повышение использования грузоподъёмности,
  • развитие автоматизированных систем управления движения,
  • государственная поддержка мер обновления автопарка,
  • развитие автодорожной инфраструктуры, в частности строительство скоростной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань, строительство обхода г. Тольятти,
  • реконструкция дорог на подъездах к морским портам и создание мультимодальных транспортно-логистических центров,
  • улучшение транспортной коммуникации между административными центрами субъектов.

Почему мы считаем, что меры государственной поддержки не поддерживают?

-4

Всё просто – потому что они не направлены на то, чтобы улучшить условия сферы грузоперевозок. Меры государственной поддержки в большинстве своём строятся на ограничениях и повышении минимального порога входа в отрасль. Но это в корне неправильная позиция.

Давайте по порядку.

С помощью внедрения единого реестра грузоперевозчиков государство планирует решить такие проблемы, как низкая прозрачность и фрагментированность рынка, а также искусственное занижение цен. В нём будут прописаны определённые требования к перевозчикам, за неисполнение которых их будут наказывать. Но вероятнее всего его создание приведёт не к тому, что отрасль станет прозрачной, а к тому, что те перевозчики будут искать способ продолжить работу в обход закону.

Дальше.

-5

«Платон» – это не столько поддержка, сколько дополнительная нагрузка на перевозчиков. Теоретически он должен повышать прозрачность рынка и улучшать состояние дорог. Но по факту эта система отнимает много сил и средств у перевозчиков. И это если не брать в расчёт то, что представители «Платона» не публикуют полноценные отчёты о результатах своей деятельности, а значит и оценить в полной мере, куда пошли деньги, перевозчики не могут.

Соглашение между Россией и Китаем – это неплохое решение, которое может положительно сказаться, как на экономике страны, так и на отрасли грузоперевозок. Но есть одно «но» – это мера не первой необходимости. Есть более важные проблемы, которые требуют решения.

-6

А как же устаревшая нормативная база и недостаточная развитость электронного документооборота? – спросите вы.

Работа в направлении создания единой цифровой платформы ведётся уже давно. Оценить её результаты пока нельзя. Но для перевозчиков негабаритных и опасных грузов это скоро изменится.

С устаревшей нормативной базой, судя по планам, Минтранс начнёт работу с регламентов. А это скорее всего снова будут ограничения, которых и так в отрасли достаточно.

И тут возникает главный вопрос.

Какие шаги со стороны государства ждут перевозчики?

-7

EY узнали у представителей отрасли и это. В качестве поддержки сферы автомобильных грузоперевозок её участники ждут следующие действия от государства:

  1. Налоговые льготы при развитии проектов в отрасли.
  2. Финансовая поддержка инфраструктурных проектов в отрасли.
  3. Установление долгосрочных тарифов, связанных с пользованием объектами государственной инфраструктуры.
  4. Развитие практики государственно-частного партнерства в области финансирования строительства транспортной инфраструктуры.
  5. Специальные меры поддержки, например, специальные инвестиционные контракты, льготы, предоставляемые территориями опережающего развития.
  6. Упрощение процедуры получения документов, необходимых для деятельности на территории РФ (сертификация, лицензирование и т д.).
  7. Увеличение объемов финансирования профильного образования, развития науки.
  8. Стимулирование использования транспортных средств, позволяющих эффективнее пользоваться возможностями существующей инфраструктуры.
  9. Изменения в таможенном законодательстве.
  10. Ограничение на присутствие иностранных компаний.

Отличия есть, не правда ли?

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.