Уже не первый год аудиторско-консалтинговая компания EY (Ernst & Young) делает обзоры отрасли грузоперевозок. Они анализируют позиции транспортной системы нашей страны в мире, тенденции развития, показатели грузообразующих областей, перспективы развития отрасли грузоперевозок, источники финансирования, сдерживающие факторы и меры государственной поддержки.
Если вам интересно узнать о каждом критерии более подробно, то вам сюда. Мы же остановимся на сдерживающих факторах и мерах государственной поддержки отрасли грузоперевозок автомобильным транспортом. Потому что именно к ним у нас возникли вопросы.
Какие проблемы в отрасли грузоперевозок видят её участники?
EY провели опрос среди представителей отрасли, в ходе которого были выделены следующие проблемы:
- Низкая прозрачность рынка.
- Искусственное занижение цен.
- Высокая фрагментированность рынка.
- Устаревший автопарк.
- Недостаточные темпы роста экономики РФ.
- Устаревшая нормативная база.
- Недостаточное развитие электронного документооборота.
- Длительность процедур документарного, таможенного оформления грузов.
Какие меры поддержки предоставляет или планирует предоставить государство?
К мерам государственной поддержки в обзоре отнесены:
- Внедрение системы «Платон» и все изменения, которые направлены на поддержание её функционирования.
- Заключение Соглашения между правительствами РФ и КНР о международном автомобильном сообщении.
- Проект Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации», главной задачей которого является создание единого общенационального реестра автоперевозчиков.
Также в планах Минтранса РФ:
- разработка регламентов, направленных на минимизацию порожнего пробега автомобилей, уменьшение времени простоя в погрузо-разгрузочных пунктах и повышение использования грузоподъёмности,
- развитие автоматизированных систем управления движения,
- государственная поддержка мер обновления автопарка,
- развитие автодорожной инфраструктуры, в частности строительство скоростной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань, строительство обхода г. Тольятти,
- реконструкция дорог на подъездах к морским портам и создание мультимодальных транспортно-логистических центров,
- улучшение транспортной коммуникации между административными центрами субъектов.
Почему мы считаем, что меры государственной поддержки не поддерживают?
Всё просто – потому что они не направлены на то, чтобы улучшить условия сферы грузоперевозок. Меры государственной поддержки в большинстве своём строятся на ограничениях и повышении минимального порога входа в отрасль. Но это в корне неправильная позиция.
Давайте по порядку.
С помощью внедрения единого реестра грузоперевозчиков государство планирует решить такие проблемы, как низкая прозрачность и фрагментированность рынка, а также искусственное занижение цен. В нём будут прописаны определённые требования к перевозчикам, за неисполнение которых их будут наказывать. Но вероятнее всего его создание приведёт не к тому, что отрасль станет прозрачной, а к тому, что те перевозчики будут искать способ продолжить работу в обход закону.
Дальше.
«Платон» – это не столько поддержка, сколько дополнительная нагрузка на перевозчиков. Теоретически он должен повышать прозрачность рынка и улучшать состояние дорог. Но по факту эта система отнимает много сил и средств у перевозчиков. И это если не брать в расчёт то, что представители «Платона» не публикуют полноценные отчёты о результатах своей деятельности, а значит и оценить в полной мере, куда пошли деньги, перевозчики не могут.
Соглашение между Россией и Китаем – это неплохое решение, которое может положительно сказаться, как на экономике страны, так и на отрасли грузоперевозок. Но есть одно «но» – это мера не первой необходимости. Есть более важные проблемы, которые требуют решения.
А как же устаревшая нормативная база и недостаточная развитость электронного документооборота? – спросите вы.
Работа в направлении создания единой цифровой платформы ведётся уже давно. Оценить её результаты пока нельзя. Но для перевозчиков негабаритных и опасных грузов это скоро изменится.
С устаревшей нормативной базой, судя по планам, Минтранс начнёт работу с регламентов. А это скорее всего снова будут ограничения, которых и так в отрасли достаточно.
И тут возникает главный вопрос.
Какие шаги со стороны государства ждут перевозчики?
EY узнали у представителей отрасли и это. В качестве поддержки сферы автомобильных грузоперевозок её участники ждут следующие действия от государства:
- Налоговые льготы при развитии проектов в отрасли.
- Финансовая поддержка инфраструктурных проектов в отрасли.
- Установление долгосрочных тарифов, связанных с пользованием объектами государственной инфраструктуры.
- Развитие практики государственно-частного партнерства в области финансирования строительства транспортной инфраструктуры.
- Специальные меры поддержки, например, специальные инвестиционные контракты, льготы, предоставляемые территориями опережающего развития.
- Упрощение процедуры получения документов, необходимых для деятельности на территории РФ (сертификация, лицензирование и т д.).
- Увеличение объемов финансирования профильного образования, развития науки.
- Стимулирование использования транспортных средств, позволяющих эффективнее пользоваться возможностями существующей инфраструктуры.
- Изменения в таможенном законодательстве.
- Ограничение на присутствие иностранных компаний.
Отличия есть, не правда ли?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.