Бюджет - это основа стабильности и приумножения благосостояния компании, да и не только.
В зависимости от размера, сферы деятельности и иных показателей компании, бюджеты могут укрупняться или детализироваться. В данной статье я расскажу об основных видах бюджетов.
С чего же начать составление бюджета? Любое планирование начинается с определения доходной части. Сначала надо выявить все возможные источники дохода.
Первым этапом необходимо составить план продаж товаров, работ и услуг. Это можно сделать, анализируя статистику прошлых периодов (метод анализа) или опираясь на уже заключенные договора (метод прогноза и ожидания). Для более точного планирования стоит использовать одновременно оба способа. Если компания новая, можно для анализа использовать данные аналогичных компаний. Планирование необходимо осуществлять как в количественном, так и в стоимостном (денежном) выражении. Почему это важно? Денежное выражение нам потребуется для планирования денежных потоков, а количественное для определения плановой стоимости товаров (работ, услуг).
После того, как мы определились с доходами, начинаем планировать расходы. Первым делом планируем производственные (прямые) расходы. То есть те расходы, которые необходимы для закупки, производства товаров (работ, услуг). Это и сырье (материал), зарплата производственных рабочих, амортизация производственного оборудования, аренда производственного помещения и т.д. Конечно, при планировании производственных затрат есть много нюансов, о которых я расскажу в своих следующих статьях (если будет интерес к данной теме). Например: эффективное планирование производства и закупки товара, как эффективно управлять производственными расходами и многое другое.
Теперь осталось спланировать управленческие расходы. Сюда относятся расходы на содержание обслуживающего персонала (юристы, бухгалтерия, финансисты и т.д.), аренда и содержание не производственных помещений и аналогичные расходы.
Следующим шагом нам необходимо соединить все бюджеты воедино. И проанализировать, достаточно ли хорошо спланированы расходы. Для этого мы из планируемых доходов вычитаем запланированные расходы и смотрим на планируемую прибыль. Если % планируемой прибыли соответствует представлению собственника о ее размерах, значит расходы спланированы верно, если же нет, то надо искать пути экономии и пути повышения рентабельности сбыта.
Четкое и грамотное планирование доходов и расходов компании приводит к стабильности бизнеса, поэтому очень важно не просто составить бюджет, но еще и ежемесячно отслеживать его исполнение. Анализировать отклонения и устанавливать их причины.
Из практики могу сказать, очень часто, для того чтобы бюджет был утвержден собственниками, при его составлении ответственные сотрудники подают заведомо искаженные данные продаж или расходов. Это приводит к недостатку денежных средств у компании, завышенной неэффективной) мотивации менеджеров по продажам и неудовлетворенности собственников работой компании. Именно поэтому, необходимо разбирать не только отклонения в сторону ухудшения, но и отклонения в сторону увеличения прибыли. Как это работает: допустим менеджер по продажам получает оклад при выполнении плана, а в случае увеличения прибыли получает премию в % от суммы увеличения. Что делают менеджеры? Подавая данные по плану они искусственно его занижают, чтобы получить повышенную мотивацию. Если тема хитростей менеджеров будет интересна (пишите в комментариях), я раскрою ее в последующих статьях.
Вот в вкратце мы и рассмотрели упрощенный вариант составления бюджета.
В следующей статье я расскажу Вам о том, как на основании данного бюджета составить бюджет движения денежных потоков, для чего это необходимо и как это помогает держать бизнес на плаву.
Если статья оказалась полезна, ставьте лайки и пишите в комментариях, какие темы Вам интересны и о чем Вам хотелось бы узнать поподробнее.
До новых встреч.