Австрийская императрица Мария-Терезия и ее супруг Франц-Стефан заключили брак по расчёту. Но, со временем, их отношения переросли в глубокую привязанность и любовь. Мария-Терезия сделала супруга своим соправителем, не опасаясь, что он лишит ее власти. Несмотря на 16 беременностей, императрица управляла государством железной рукой, проводила реформы и успешно воевала.
Из 16 рожденных детей лишь трое скончались в младенчестве. Очень хороший результат для XVIII века, когда роды были сложными и опасными, а медицина в зачаточном состоянии.
Мария-Терезия и ее супруг уделяли много внимания своим детям. Они старались проводить с ними много времени и стремились дать всем хорошее образование.
В особенности следили за успехами старшего сына, Иосифа, ведь ему предстояло унаследовать империю родителей. Мария-Терезия подбирала мальчику таких воспитателей, которые не прогнутся под авторитетом ребенка, который в будущем станет Императором, но и помогут ему подготовиться к этой роли.
Сама Мария-Терезия не получила в детстве должного образования, ее не готовили к роли правительницы, и она старалась не допустить этой ошибки со своими детьми.
Система воспитания, разработанная Марией-Терезией лично, включала не только основные науки: математику, письмо, географию, латынь, историю и прочее. Детей так же учили вести беседу, танцевать и играть на музыкальных инструментах.
Особое внимание уделялось театральному искусству, ведь хороший правитель должен уметь вести себя на публике и скрывать свои чувства. Дети играли в дворцовом театре, ставили пьесы и танцевали.
Это была сплоченная семья, где венценосные родители старались действительно уделять время своим детям. «Император очень хороший отец, — писала их дочь Кристина, — мы всегда доверяли ему как своему другу.»
Давайте посмотрим на этот рисунок одной из дочерей Марии-Терезии и Франца-Стефана, Марии-Кристины. Здесь они изображены как самая обычная семья, мать наливает отцу кофе, он в ночном колпаке, дети играют рядом.
Мария-Терезия очень переживала за будущее своей младшей дочери Марии-Антуанетты, которой предстояло стать королевой Франции.
Оказалось, что та совсем не так хорошо пишет по-немецки и по-французски, а ее знания в географии и истории и вовсе в зачаточном состоянии. Тогда были предприняты все меры, чтобы наверстать упущенное и подготовить девочку к новой роли. Однако, она понимала, что та еще слишком юна и незрела.
Императрице делает честь, что не только образование своих детей она ценила очень высоко. Она провела реформу образования, и приступила к созданию государственных школ для всех сословий.