Найти тему
Old school dude

Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band

Solar Fire Manfred Mann's Earth Band. Фото взято из открытых источников
Solar Fire Manfred Mann's Earth Band. Фото взято из открытых источников

После относительно неудачной попытки реализовать свои джаз-роковые устремления с группой Manfred Mann Chapter в 1971-м клавишник Манфред Манн (англ. Manfred Mann, настоящее имя Майкл Сепсе Любовиц) собрал новую команду под свой очередной проект Manfred Mann’s Earth Band. На это раз это был квартет в составе: сам Манфред Манн (орган, синтезатор, мелотрон и вокал), Мик Роджерс (гитара, вокал), Колин Паттенден (бас-гитара), Крис Слэйд (ударные и вокал). Согласно официально утвержденной версии, название было выбрано по предложению барабанщика Криса Слэйда и связано с экологическим движением, существовавшим в то время.

Хотя надо заметить, что Манна еще с 60-х вдохновляло имя Earth Band (Земного оркестра), поэтому он согласился, ведь это новое название его коллектива должно символизировать собой отход в музыкальной стилистике от поп-формата в сторону прогрессив-рока и симфо-рока, обозначив новый "более земной" рокерский подход. И хотя до сих пор его усилия были не очень убедительными, в этот раз Манн попытался объединить поп, рок, блюз, соул, джаз и классические элементы музыки в единую структуру. И выходы первых трех альбомов это подтвердили, плавно эволюционировав от хард-роковых ранних работ (группа выступала даже на разогреве у Deep Purple и Free) к собственной форме прогрессив-рока.

На мой взгляд, органичности собственной стилистики способствовали профессиональные качества музыкантов группы. Так, Мик Роджерс, певец и гитарист из Австралии, играл достаточно просто, особо не изощряясь в виртуозности, но это как раз хорошо сочеталось с концепциями "ненапряга" Манфреда Манна. Его гитара давала хороший хард-роковый звук — не слишком сильный, предоставляя все пространство, необходимое для клавишных интермедий.

В то же время он был великолепным вокалистом с широким диапазоном голоса и даже, между прочим, чуть не попадет позже в Genesis после ухода из группы Питера Габриэла. Басист Колин Паттенден играл на басу очень умело, но стремился не попадать в центр внимания, как и барабанщик Крис Слэйд, начинавший свою карьеру еще со своим земляком Томом Джонсом. О его мастерстве ударника говорит его дальнейшая востребованность: в 80-е он играл в группе The Firm, сотрудничал с Дэвидом Гилмором, а прославился уже в AC/DC.

А в арсенал одного из самых великих клавишников Манфреда Манна помимо фортепиано и органа Хаммонд был добавлен новый инструмент — Муг, небольшой автономный синтезатор, который давал новые краски прогрессив-рока. И именно неповторимая манера игры Манфреда на клавишных, их выбор и сочетание давало уникальный саунд группе.

Фото с сайта rockstories.ru
Фото с сайта rockstories.ru

Итак, собственная стилистика группы вроде бы стала вырисовываться, первые три альбома высоко оценивались критикой, почитатели множились, а значит настало время замахнуться на что-нибудь по-настоящему амбициозное. А что может быть грандиознее концептуального альбома, тем более что другие столпы прогрессива во всю их уже выпускали — такое, вот, было тогда время. Тем временем Манн и Роджерс усердно слушали Pink Floyd, и в их понимании взаимодействия инструментов в группе все становилось на свои места.

И вот, наконец, 30 ноября 1973-го выходит первый по сути продукт этой работы над собой — четвёртый по счету альбом группы "Solar Fire", ставший первым "классическим" альбомом раннего MMEB. Это был прогрессив-хард-рок с концептом на космическую тематику. И это один из немногих случаев, когда группа сделала действительно последовательный альбом. Названия альбома, песен, тексты, обложка пластинки — все буквально пропитано космосом. Что вполне характерно для той эпохи, ведь начало 70-х — это время, наполненное космической романтикой.

Альбом начинается песней "Father of Day, Father of Night"(Отец Дня, Отец Ночи). Трудно поверить, что изначально это была песня Боба Дилана. По традиции, Манфред Манн почти в каждом альбоме давал какую-нибудь песню Боба, но то, что он сделал здесь — это просто фантастика! Наверное, это лучший кавер всех времен и народов, когда-либо сотворенный в рок-музыке. Оригинал Дилана в альбоме 1970-го "New Morning" и назывался короче — "Father of Night", и по продолжительности был короче в шесть раз.

У Дилана это небольшая песня на полторы минуты, которая интерпретирует еврейскую молитву Амиды — обращение к Отцу небесному. Manfred Mann's Earth Band сделали же из этого небольшого музыкального фрагмента торжественную эпическую оду вселенского масштаба, солидный образчик прогресивного рока. AllMusic.com даже сравнивает ее по драйву и сложности с лучшими вещами King Crimson. Начинает эту невероятную запись Меллотрон, похожий на голос ангела, к которому присоединяются на заднем фоне голоса хора (при участии Ирен и Дорин Чентер и Грува Сингера).

И этот хор просто прекрасен своей простотой, словно средневековый монастырь вдруг добавился к группе в студии. Далее следует взрыв с участием фортепиано, гитары, баса и ударных, словно лопается кокон, и Хаммонд в среднем темпе начинает выводить основную тему, которую подхватывает голос Мика Роджерса:

Отец ночи, Отец дня,
Отец, который отнимает тьму,
Отец, научивший птицу летать,
Строитель радуг в небе,
Отец одиночества и боли,
Отец любви и Отец дождя.
Отец дня, Отец ночи,
Отец чёрных, Отец белых,
Отец, который так высоко возвышает гору,
Кто образует облако в небе,
Отец времени, Отец мечтаний,
Отец, который обращает реки и ручьи.
Отец зерна, Отец пшеницы,
Отец холода и Отец тепла,
Отец воздуха и Отец деревьев,
Кто живет в наших сердцах и наших воспоминаниях,
Отец минут, Отец дней,
Отец, которого мы торжественно хвалим.

Это буквально вводит нас в гипнотическое состояние. В середине идет проникновенное кусающееся гитарное соло в стилистики Дэвида Гилмора, наращиваемое от хрупкого до тяжелого и воющего, порождая мурашки по коже у слушателей. Очень впечатляет Муг Манна в концовке в сочетании с Меллотроном и Хамондом. Жесткое хард-роковое гитарное окончание венчает эту воистину космическую вещь.

Вторая композиция "In the Beginning, Darkness" (В начале Тьмы) — самая хардовая на альбоме, с четким ритмическим рисунком, работа авторства Манфреда, Мика и Криса. Этот более гитарный тяжелый блюзовый по своей структуре номер, напоминающий порой Black Sabbath, звучит неожиданно любопытно и свежо в сочетании клавишных аранжировок Манфреда Манна. Гитара активно тяжела и ее партия гармонирует с пространным синтезаторным соло и крутыми фанковыми ударными в средней части. Отметим, что с перкуссией на записи помог приглашенный Петер Майлс. Хорош вокал Роджерса в хардовой манере Яна Гилана, а на соул-бэк-вокале опять сестры Чентер:

Тьма, Тьма, Тьма
В начале
Солнечный свет, теплый как лед,
Дал жизнь всему, что жило.
Молния, бьющая в каждую жизнь,
Рождается из света.
Из вод приходят плывущие
Солнечные огни.
Безмолвие, Безмолвие.

Третий номер альбома "Pluto the Dog" (Собачка Плуто) — инструментальная пьеска в стиле фанк, забавно иллюстрирующая популярного мультяшного персонажа Уолта Диснея, сопровождаемая задорным собачьим лаем вместо вокала. Это бенефисный номер Манфреда Манна, демонстрирующего свои клавишные фокусы.

Наконец, вторая сторона альбома начинается с заглавной композиции "Solar Fire" с замечательным вступлением Хаммонда, которое подхватывает гитара, а на заднем фоне Муг подражает пронзительному крику космических чаек. Тема построена вокруг медленного органа, а гитарный экзерсис явно вдохновлен Гилмором. Очень хороши здесь сестры Чантер на подпевках, их женские голоса просто необходимы — они ведут нас в глубины космоса. Песня развивается неспешно и плавно, а вкрадчивый вокал Рожерса только добавляет ей размеренности и космического спокойствия:

Посмотрите на утреннего танцора, пересекающего небо,
Превращающего золото в янтарь.
Он должен знать ответ,
Он должен знать почему.
В поисках ответа взгляните на небо:
Тени становятся короче, заполняя поле вашего зрения,
Ярко горящий огонь, жизнь дает свет
Рассвета в утро.

Надо отметить, что вся вторая половина альбома непосредственно относится к Манфреду Манну, выделяя место для его музыкальных импровизаций и мастерства, что он полновесно использует для создания великолепной космической оперы. На идею создания этого концептуального альбома его, видимо, натолкнула симфоническая сюита английского композитора Густава Холста (1874-1934) "Планеты", написанная им в 1914-1916 годах.

Произведение разбито на семь частей, посвящённых семи планетам, и одна из частей называлась "Меркурий, крылатый вестник", однако в следующей композиции альбома "Saturn, Lord of the Ring/Mercury, The Winged Messenger" (Сатурн, Властелин колец/Меркурий, Крылатый Вестник) трудно найти что-либо общее с одноимённым произведением Холста. Первая часть этого яркого инструментального полотна, которая относится к "Saturn, Lord of the Ring" (Сатурн, Властелин колец) — величава и претенциозно красива, как и сама планета Сатурн.

Затем музыка переходит в более пространственное настроение, прежде чем окунуться в блюзовые риффы электрогитары. Множество сырых, пронзительных гитарных и текстурированных органных тонов задают атмосферу. И хотя вся композиция написана полностью Манном, эта гитарная партия Роджерса в ней непередаваемо хороша.

А вот вторая часть "Mercury, The Winged Messenger" (Меркурий, Крылатый Вестник) создавалась уже Манном при непосредственном участии Роджерса. И здесь их "научно-фантастические" музыкальные зарисовки с использованием Муга и Меллотрона на фоне хард-роковой гитары создали настоящий спэйс-роковый канон прогрессив-рока.

И он даже спустя сорок с лишним лет после выхода, по-прежнему звучит так же свежо и вдохновенно, как и в те времена. Надо признаться, что я являюсь большим поклонником Мика Роджерса, и слушая эту вещь, в очередной раз ощущаю, как же кайфово было Манфреду Манну играть с ним.

"Earth, The Circle Part 2" (Земля, Сфера Часть 2) начинается и заканчивается эффектными запоминающимися тремоло на фортепиано, превращающимися в повторяющийся паттерн. Сама же композиция, в которой выделяются Манн и Слэйд, получилась в хард-роково-прогрессивной манере немного похожей на Uriah Heep.

Возможно сказалось, то что Манфред сотрудничал с ними и даже участвовал в записи их самого известного хита "July Morning" . Впрочем, структура композиции Манна куда как сложнее и затейливее: здесь ощущается монументальность и значимость, ведь это ни много ни мало настоящий гимн планеты Земля:

...вокруг
Симфония звука унесет вас
Вниз сквозь ваши сны
Слушайте все вокруг ...
Песнь всей Земли,
Песнь смерти и рождения.
Вы услышите ее пение по морю и небу.
Вы слышите этот крик?
Звеня в воздухе
На крыльях огненной тишины,
Мелодия звучит кристально чисто
Вы слышите ее рядом?
Песнь всей земли,
Песнь смерти и рождения.

Заключительная композиция "Earth, The Circle Part 1" (Земля, Сфера Часть 1) появилась из музыкальных идей Клода Дебюсси. Она начинается как умиротворенно мечтательная баллада, еще одна версия гимна планеты Земля:

Сфера, которая у меня под ногами,
Также расположена прямо над моей головой.
Так легко держать жизнь в своих руках.
О, Сфера, ты — наша жизнь,
Сфера, ты содержишь пламя
И держишь его глубоко внутри себя,
Ты дала нам воздух и жизнь, которой мы дышим,
Сфера, ты — наше время.

Дальше меняется ритмика, следует оживленная инструментальная интерлюдия, в ней выделяются бас-гитара и ударные, вырисовывая четкий ритмический орнамент, в котором гитара и клавишные вписывают контрапунктом свои риффы. В коде затухая звучит голос Роджерса:

Сфера, ты содержишь пламя
И держишь его глубоко внутри себя,
Ты дала нам воздух и жизнь, которой мы дышим,
Сфера, ты — наше время.

Виниловая пластинка на этом заканчивается, но в CD-издании 1998-го добавилась бонусом пара треков. И если один из них, более короткая сингловая версия "Father of Day, Father of Night", завершал CD, закольцевав тем самым все полотно альбома. То другой трек — "Joybringer" (Несущий радость), выходивший синглом чуть ранее самого альбома, был первым настоящим хитом группы, добравшись до №9 в Британский чартах. И это была поп-роковая вариация на тему четвёртой части симфонической сюиты Густава Холста "Планеты".

При этом оригинальное название четвёртой части — "Jupiter, The Bringer of Jollity" (Юпитер, Приносящий радость) было немного сокращено, но добавилась лирика:

Я приношу радость, и я могу
Провести вас
Через все те дни, когда люди, кажется,
Добираются до вас.
Я несу жизнь, и я могу
Взять тебя туда,
Где ты можешь видеть, чувствовать,
Дышать и касаться воздуха.
Я несу жизнь и могу привести тебя туда.
Где чувства внутри, которые мы держим
Вне поля зрения и
Вне досягаемости,
Приводят нас к тому, что мы ищем.

Что касается обложки альбома, то на ней интерпретируется один из "Планетных сюжетов" Холста, что вполне соответствует духу настоящего прогрессивного альбома. Ее оформление, стилистически созвучно обложке альбома King Crimson "Island".

Фото с сайта pics.meshok.net
Фото с сайта pics.meshok.net

Сейчас, ретроспектируя все творчество музыкантов Manfred Mann's Earth Band, можно заключить, что "Solar Fire" был первым альбомом, в котором группа отошла от своих рок-н-ролльных и блюзовых музыкальных корней, тянущихся за ними еще с 60-х, и сотворила совсем другую и новую для себя музыку с более мягким звучанием инструментов при сохранении первоначально жёстких аранжировок. Альбом в то время был революционным не только для самой группы, но и для всего прогрессивного рок-движения. "Solar Fire" — это воистину прог-рок новой формации, и это альбом без проходных треков, который останется немного наивным, но шедевральным посланием из великой музыкальной эпохи.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

На третий день творения Electric Light Orchestra

Хрупкость Yes. Абсолютный шедевр

Трилогия Эмерсона, Лейка и Палмера

Самый величайший из классических рок-альбомов

Заклание агнца на Бродвее Genesis. Часть 1

Самый странный рок-альбом, из когда-либо появлявшихся в этой вселенной. King Crimson "Islands"