Порядок и правила эксплуатация кранов манипуляторов далее (КМУ) более подробно установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. №533, далее (Правил)
В соответствии с требованиями п. 148 Правил:
Не подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следующие ПС:
а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;
з) краны-манипуляторы, установленные на фундаменте и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4т.м. , включительно;
Список исключений для КМУ не подлежащих регистрации очень короткий, по этому можно сделать вывод, что практически все КМУ, предназначенные для выполнения своих основных функций, связанных с погрузкой и разгрузкой, транспортировкой и подачей груза, подлежат регистрации в органах Ростехнадзора в качестве опасного производственного объекта.
Стоит отметить, что регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора будет недостаточно, т. к. в этих случаях осуществляется государственная регистрация шасси, на котором установлена КМУ, а не самой установки!
Многие владельцы, эксплуатирующие организации и предприниматели, ошибочно предполагают, что законно «обходят» требования об обязательной регистрации манипулятора в Ростехнадзоре путем настройки ограничителя грузового момента, снижая при этом грузоподъемность до 1 тонны. Снизить грузоподъемность возможно только в случаях реконструкции подъемного сооружения, регулировка ограничителя таковой процедурой не является.
Согласно приложению 1 к Правилам реконструкция это – изменение конструкции подъемного сооружения (далее – ПС) или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.
Что касается эксплуатации авто эвакуаторов с погрузочным оборудованием
В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил по ПС: «требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием».
Однако, в связи с многочисленными запросами в отношении специализированных кранов-манипуляторов, изготовленных в исполнении, исключающим применение съемных грузозахватных приспособлений и предназначенных только для эвакуации автомобилей, а также различным толкованием понятия «навесное оборудование» было принято решение в подпункт «в» пункта 4 ФНП по ПС внести соответствующее уточнение.
На основании изложенного, требования ФНП по ПС не распространяются только на эвакуаторы автомобилей, удовлетворяющие требованиям подпункта «е» пункта 4 ФНП по ПС, а именно: предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений. Также в этом случае изготовителем (представителем изготовителя, уполномоченным лицом) в сопроводительной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат, декларация и т.д.) должно быть указано наименование технического устройства «эвакуатор автомобилей».
Но, в связи с этим не стоит забывать еще об одном моменте!
Нужна ли аттестация инженерно-технических работников и рабочих, если КМУ и Эвакуаторы с КМУ не поднадзорные?
В соответствии с пунктом 23 ж. Правил.
Организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования:
ж) разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:
специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
Указанные специалисты должны быть аттестованы, в том числе на знание требований промышленной безопасности к рельсовым путям, если в состав ОПО входят ПС, передвигающиеся по ним.
В соответствии с пунктом 26. Правил.
Работники ОПО, непосредственно занимающиеся эксплуатацией ПС, должны соответствовать следующим требованиям:
а) быть обученными и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;
В соответствии с пунктом 151. Правил.
Численность специалистов эксплуатирующей организации должна определяться распорядительным актом эксплуатирующей организации, с учетом требований подпункта "ж" пункта 23 настоящих ФНП, а также с учетом количества и фактических условий эксплуатации ПС.
Из этого следует, что аттестация ответственных за безопасную эксплуатацию и обслуживание Эвакуаторов с краном манипулятором в органах Ростехнадзора не является обязательной.
Порядок обучения и аттестации специалистов (машинистов) при эксплуатации ПС, не подлежащих учету, определяется организацией, эксплуатирующей эти ПС.
Подводя итог необходимо обратить внимание на ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации ПС, как подлежащих, так и не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов, а также назначение ответственных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию таких ПС, возлагается на организацию, эксплуатирующую эти ПС.
Нарушениям в области промышленной безопасности посвящена целая глава в КоАПе. Так, например, согласно ст. 9.1, эксплуатация незарегистрированной в Ростехнадзоре КМУ влечет за собой наложение штрафа:
На водителя – от 2000 до 3000 тыс. рублей;
На должностных лиц – от 20 000 до 30 000 тыс. рублей;
На организацию (индивидуального предпринимателя) – от 200 000 до 300 000 тыс. рублей.
Более того, возможны такие санкции как дисквалификация (аннулирование аттестации) сроком от 6 до 12 месяцев, а также административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.