После переписи населения 70-х годов Омску присвоили звание города-миллионника, что означало здесь должно быть метро. Согласования, проекты, бумажки, все это тянулось 10 лет и проект всё-таки утвердили, метро должно было состоять из 4 линий и 57 станций. Из-за распада Советского Союза строительство постоянно откладывали. Первоначальные работы начали в 1992 году.
До 2000-ых годов метрополитен почти не строили, т.к. не хватало финансирования. Первая линия омского метро должна была включать 11 станций, а потом их количество сократили до 5. Это были станции библиотека им. Пушкина, Заречная, Кристалл, Соборная, Рокоссовская, метродепо.
Позже случился кризис 2008 года и строительство отложили. После того, как правительство пообещало предоставлять 1 млрд. руб. ежегодно, то его возобновили в 2011 году. Неоднократно сдвигались сроки, а в 2016 году к 300-летию Омска открыть метро также не получилось. В 2019 году стало ясно, что строительство метро продолжаться не будет. Часть тоннелей будет законсервирована, а другая часть будет затоплена.
Пока все не затопило, я решил побывать в омском метрополитене. Спустившись в метро, сразу попадаем в вентиляционную камеру, она небольшая, около 30 метров в длину, высота около 5-6 метров, в ней находится временная вентиляция для рабочих.
А немного подальше находится тоннель метро. Мы двинулись в сторону станции метро библиотека им. Пушкина по тоннелю, который строился открытым способом. Бетонные блоки устанавливали и сверху засыпали землёй.
Длина первого участка более 7 км. Здесь прогнозировалось скорость состава 36 км/ч, время в пути по первой линии 10 мин, пассажиропоток в год - 69 миллионов человек, в сутки - 190 тысяч. Поезда должны были идти каждые 90 секунд. Но не судьба.
Мы услышали звук машин, это означает, что мы подошли к метромосту через Иртыш. Построен он был в 2005 году, длиной 600 метров.
Прошли метромост и упёрлись в стену, за которой через 500 метров находится станция библиотека им. Пушкина. Она была готова на 80 процентов. Туда попасть мы не смогли, т.к. установлена железная решетка. Дальше прохода нет и мы вернулись обратно к котловану станции Заречная.
Пройдя 800 метров мы упёрлись в сбойку, которая соединяет 2 вида тоннелей: прямоугольной формы с круглой.
Эти тоннели строились щитовым проходческим комплексом. В 2007 году один из таких комплексов повредил омский водопровод, хлынула вода, рабочие успели эвакуироваться, а щит был оставлен под землёй.
Котлован станции Заречная около 100 метров, в нем находится железная опалубка, с помощью которой должен был заливаться свод. Все станции омского метро неглубокого заложения, одностворчатые и должны были отличаться материалами отделки и цветовой гаммой. Летом в котловане цветут камыши и квакают лягушки. А зимой мы с лёгкостью его преодолели.
Перед нами перегон между станциями Заречная и Кристалл. Насосы, откачивающие грунтовые воды выключены и перегон потихоньку затапливает. Дальше мы будем двигаться на лодке.
Кто проживает на дне океана? Вы готовы? - Да, капитан! Плыть по тоннелю метро, жизнь меня к такому не готовила! Это непередаваемо!
До станции Кристалл плыть около 1 км. Средняя глубина в тоннеле около 80 см. Проплыв 400 м, уровень грунтовых вод резко увеличился почти под самый свод. До станции Кристалл нам не доплыть.
Пора смотреть наземные объекты. Вот он самый дорогой в мире подземный переход стоимостью 13 млрд.руб.
За этой стеной находится вестибюль станции библиотека им. Пушкина.
Параллельно со строительством тоннелей строился инженерный корпус. Из этого здания должно было вестись полное управление метрополитеном. Но успели построить только стены.
А это котлованы недостроенных станций с высоты.
В этом поле должно было располагаться метродепо.
Чтобы достроить Омское метро нужно потратить ещё 22 млрд.руб., но денег, как известно нет!
Спасибо, что дочитал до конца, подписывайся на мой Дзен-Дэн, ставь лайки и пиши комментарии, обязательно всем отвечу!