Интриги, сплетни, манипуляции — любимый арсенал сотрудника, который задумал сместить с должности коллегу. Недоброжелатель не претендует на вашу должность открыто, и, если вовремя не распознать его намерения, можно лишиться любимой работы. Психолог Александра Фокина рассказывает, как выявить недобросовестную конкуренцию и нейтрализовать завистника.
В здоровом коллективе есть четкая структура обязанностей и диалог. Но идея о подсиживании легко может возникнуть, если должностные обязанности размыты, сотрудники переутомлены, недовольны, не получают одобрения, жалуются.
Первый сигнал, что ваши деловые отношения в опасности, — возникающее чувство вины или обиды. Такие эмоции часто указывают на то, что недоброжелатель втянул вас в какую-то манипуляцию. Не игнорируйте их и постарайтесь нейтрализовать. Извинитесь, если виноваты. Выскажите открыто свою позицию. Действуйте по принципу «делай что должен, и будь что будет».
10 признаков, что коллега вас подсиживает
- Действия коллеги портят вашу репутацию или результаты вашей работы. Например, он специально сообщает вам неверные данные, удаляет нужный файл.
- Он критикует ваши действия перед руководителем, а до этого ничего не говорит вам или даже хорошо отзывается о вас.
- Позволяет себе насмешливые, покровительственные высказывания в присутствии коллег или начальства, перебивает и поправляет ваши ответы.
- Говорит остальным работникам нечто, что порочит ваш профессиональный имидж.
- Пытается общаться с теми сотрудниками, с которыми по статусу должны взаимодействовать вы.
- Норовит выполнять задачи, которые поставлены перед вами, а не перед ним.
- Действует вопреки вашим прямым указаниям и договоренностям.
- Умышленно не передает сведения, которые необходимы вам для работы.
- Другие коллеги внезапно стали с вами общаться менее доверительно, чем раньше.
- К вам перестали обращаться по вопросу, который зависит от вас, а стали обращаться к нему.
Когда ваша подозрительность излишняя
- Вы считаете, что на работе все относятся к вам враждебно.
- Полагаете, что никто не поступает порядочно.
- Ожидаете, что все равно долго не продержитесь, вам кто-то помешает.
- Объясняете нейтральное поведение коллег негативно (коллега ответила вам односложно, а вы решили, что она враждебно настроена).
- Придаете большое значение маленьким событиям (коллеги засмеялись, и вы решили, что смех связан с вами).
Для подозрительности всегда есть причины. Возможно, вы недавно пережили тяжелое событие, потеряли доверие к близкому человеку. Это лишает эмоционального равновесия. Постарайтесь пока не углубляться в анализ отношений с другими людьми.
В таком состоянии вы обязательно найдете основания для негативных эмоций и подозрений. Направьте силы на укрепление своих психологических ресурсов. Делайте то, что приносит удовольствие. Вспомните прошлые хобби, встретьтесь с позитивными людьми. Используйте приемы «неторопливой жизни» (slow life) — каждый день одно дело выполняйте без спешки.
Что делать, если вас подсиживают
1. Обратите внимание на отношения и атмосферу в коллективе. Чаще всего подсиживание — сигнал нездорового климата и ошибочных управленческих решений. Недоброжелатель убежден, что его методы сработают, и это неспроста. Меняйте, что можете. Пригласите психолога проанализировать атмосферу, перечитайте обязанности сотрудников. Пересмотрите свой стиль общения с коллегами. Не оправдывайте себя, меняйтесь к лучшему.
2. Твердо держите границы между профессиональными и личными отношениями. Доброжелательные деловые отношения на работе — хорошо. Дружеские — часто опасно. Помните, самая распространенная схема подсиживания — это подружиться и подставить. Поэтому не обсуждайте на работе никакие события личной жизни, мнения и вкусы, которые могут сработать против вас. Больше говорите о деле и меньше о личном. Если избежать личных тем невозможно, выбирайте нейтральные. Например, можно обсудить рецепт, статью, телепередачу. Будьте лаконичны и точны в высказываниях.
3. Будьте с коллегами компетентнее, а не мягче или жестче. Ваши указания и поступки всегда должны иметь профессиональное обоснование. Думайте и только потом произносите вслух свое решение. Ставьте точные задачи, называйте конкретные сроки. Не пытайтесь принимать решения, устраивающие всех. Но давайте сотрудникам возможность выразить свое отношение к событиям в компании и вашим распоряжениям.
4. Сведите к минимуму вероятность собственных ошибок. Подсиживание — манипуляция, которая использует любую некомпетентность жертвы. Следуйте правилу Нильса Бора: «...профессионал — это тот, кто не допускает глупых ошибок». Поэтому:
- проверяйте информацию, не верьте на слово;
- действуйте осмотрительно, давайте себе время подумать;
- не делегируйте никому свои полномочия и задачи;
- всегда присутствуйте на важных для компании встречах и событиях;
- если отбираете сотрудников, нанимайте только профессионалов;
- читайте документы, которые подписываете;
- вовремя заполняйте документацию. Храните ее в бумажном и электронном виде;
- постоянно развивайтесь. Учитесь, повышайте квалификацию, пополняйте портфолио;
- не жалуйтесь коллегам на избыточную нагрузку. Не обсуждайте вероятность своего ухода, если твердо не уверены в таком решении.