Найти в Дзене
Журнал "Главбух"

Мне кажется, что зам хочет меня подсидеть

Оглавление

Интриги, сплетни, манипуляции — любимый арсенал сотрудника, который задумал сместить с должности коллегу. Недоброжелатель не претендует на вашу должность открыто, и, если вовремя не распознать его намерения, можно лишиться любимой работы. Психолог Александра Фокина рассказывает, как выявить недобросовестную конкуренцию и нейтрализовать завистника.

В здоровом коллективе есть четкая структура обязанностей и диалог. Но идея о подсиживании легко может возникнуть, если должностные обязанности размыты, сотрудники переутомлены, недовольны, не получают одобрения, жалуются.

Первый сигнал, что ваши деловые отношения в опасности, — возникающее чувство вины или обиды. Такие эмоции часто указывают на то, что недоброжелатель втянул вас в какую-то манипуляцию. Не игнорируйте их и постарайтесь нейтрализовать. Извинитесь, если виноваты. Выскажите открыто свою позицию. Действуйте по принципу «делай что должен, и будь что будет».

-2

10 признаков, что коллега вас подсиживает

  1. Действия коллеги портят вашу репутацию или результаты вашей работы. Например, он специально сообщает вам неверные данные, удаляет нужный файл.
  2. Он критикует ваши действия перед руководителем, а до этого ничего не говорит вам или даже хорошо отзывается о вас.
  3. Позволяет себе насмешливые, покровительственные высказывания в присутствии коллег или начальства, перебивает и поправляет ваши ответы.
  4. Говорит остальным работникам нечто, что порочит ваш профессиональный имидж.
  5. Пытается общаться с теми сотрудниками, с которыми по статусу должны взаимодействовать вы.
  6. Норовит выполнять задачи, которые поставлены перед вами, а не перед ним.
  7. Действует вопреки вашим прямым указаниям и договоренностям.
  8. Умышленно не передает сведения, которые необходимы вам для работы.
  9. Другие коллеги внезапно стали с вами общаться менее доверительно, чем раньше.
  10. К вам перестали обращаться по вопросу, который зависит от вас, а стали обращаться к нему.

Когда ваша подозрительность излишняя

  1. Вы считаете, что на работе все относятся к вам враждебно.
  2. Полагаете, что никто не поступает порядочно.
  3. Ожидаете, что все равно долго не продержитесь, вам кто-то помешает.
  4. Объясняете нейтральное поведение коллег негативно (коллега ответила вам односложно, а вы решили, что она враждебно настроена).
  5. Придаете большое значение маленьким событиям (коллеги засмеялись, и вы решили, что смех связан с вами).

Для подозрительности всегда есть причины. Возможно, вы недавно пережили тяжелое событие, потеряли доверие к близкому человеку. Это лишает эмоционального равновесия. Постарайтесь пока не углубляться в анализ отношений с другими людьми.

В таком состоянии вы обязательно найдете основания для негативных эмоций и подозрений. Направьте силы на укрепление своих психологических ресурсов. Делайте то, что приносит удовольствие. Вспомните прошлые хобби, встретьтесь с позитивными людьми. Используйте приемы «неторопливой жизни» (slow life) — каждый день одно дело выполняйте без спешки.

-3

Что делать, если вас подсиживают

1. Обратите внимание на отношения и атмосферу в коллективе. Чаще всего подсиживание — сигнал нездорового климата и ошибочных управленческих решений. Недоброжелатель убежден, что его методы сработают, и это неспроста. Меняйте, что можете. Пригласите психолога проанализировать атмосферу, перечитайте обязанности сотрудников. Пересмотрите свой стиль общения с коллегами. Не оправдывайте себя, меняйтесь к лучшему.

2. Твердо держите границы между профессиональными и личными отношениями. Доброжелательные деловые отношения на работе — хорошо. Дружеские — часто опасно. Помните, самая распространенная схема подсиживания — это подружиться и подставить. Поэтому не обсуждайте на работе никакие события личной жизни, мнения и вкусы, которые могут сработать против вас. Больше говорите о деле и меньше о личном. Если избежать личных тем невозможно, выбирайте нейтральные. Например, можно обсудить рецепт, статью, телепередачу. Будьте лаконичны и точны в высказываниях.

3. Будьте с коллегами компетентнее, а не мягче или жестче. Ваши указания и поступки всегда должны иметь профессиональное обоснование. Думайте и только потом произносите вслух свое решение. Ставьте точные задачи, называйте конкретные сроки. Не пытайтесь принимать решения, устраивающие всех. Но давайте сотрудникам возможность выразить свое отношение к событиям в компании и вашим распоряжениям.

4. Сведите к минимуму вероятность собственных ошибок. Подсиживание — манипуляция, которая использует любую некомпетентность жертвы. Следуйте правилу Нильса Бора: «...профессионал — это тот, кто не допускает глупых ошибок». Поэтому:

  • проверяйте информацию, не верьте на слово;
  • действуйте осмотрительно, давайте себе время подумать;
  • не делегируйте никому свои полномочия и задачи;
  • всегда присутствуйте на важных для компании встречах и событиях;
  • если отбираете сотрудников, нанимайте только профессионалов;
  • читайте документы, которые подписываете;
  • вовремя заполняйте документацию. Храните ее в бумажном и электронном виде;
  • постоянно развивайтесь. Учитесь, повышайте квалификацию, пополняйте портфолио;
  • не жалуйтесь коллегам на избыточную нагрузку. Не обсуждайте вероятность своего ухода, если твердо не уверены в таком решении.