История дома №23 уводит нас во времена императрицы Екатерины Великой. Именно к этому периоду относятся самые ранние сведения об этом здании. В 1779 году князь И.А. Вяземский продал двор с домом в приходе церкви Иоанна Богослова. До начала двадцатого столетия дом несколько раз менял хозяев и перестраивался по заказам владельцев.
В начале XX века Александр Таиров, в то время еще молодой режиссер, искал помещение для своего театра. По совету своей жены, актрисы Алисы Коонен, он и обратил внимание на данный особняк.
«Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра!». - Это слова Таирова.
12 декабря 1914 года состоялось открытие театра, названного Камерным. Хотя, не все прошло гладко: как я уже писала выше, дом и двор находился в приходе церкви, а церковные власти возражали против того, что театр открывается в непосредственной близости к Храму Иоанна Богослова. Конечно, в дальнейшем, все было улажено, хотя и с большим трудом.
В 1930-е годы храм закрывают. Помещение храма заняли общежитие и мастерские Камерного театра.
Почти четыре десятилетия театр стабильно развивался и пользовался успехом. Но потом все изменилось. В 1949 году Таирову были предъявлены обвинения советскими властями в «безыдейности» и «формализме». Александра Таирова освободили от должности художественного руководителя, театр был закрыт. В 1950-м часть труппы перешла в Московский драматический театр имени А.С.Пушкина, открытый на месте камерного театра. В этом же году мэтр скончался в психиатрической лечебнице.
Здание театра решили перестроить. И, как выяснилось, сам особняк уже изначально был построен в буквальном смысле-"на костях". При реконструкции сцены был вырыт котлован, откуда извлекли деревянные замурованные колоды, своеобразные "гробы". В них, как выяснилось, находились останки казненных стрельцов, после бунта в 1698 году.
Дело в том, что нынешний храм Иоанна Богослова был построен на месте деревянной церкви, в которой якобы венчался Иван Грозный со своей четвертой женой. При церкви было кладбище, которое давным давно сравняли с землей. Вероятно, такой находки было мало, и "дизайнеры пятидесятых годов" еще и на месте кабинета режиссера и основателя театра запланировали и сделали..туалет. Вдова Таирова, Коонен, естественно пришла в ярость и, говорят, прокляла новый театр.
То ли от после зловещих находок, то ли от проклятия, но в театре начали происходить странные вещи. Очевидцы говорили, что сами собой переворачивались картины, трескались зеркала, внезапно гас и зажигался свет. Но, самое неприятное, что театр умирал, становился непрестижным. Постановки получались неудачными. Публика ходила неохотно. Семь раз менялось руководство, но ситуация оставалась без изменений.
Изредка, в коридорах, сотрудники встречали призрак Коонен, или видели на репетициях, в последних рядах зала, ее призрачный силуэт. Как правило, все это предвещало провал предстоящей премьеры. Одна из художниц декораторов припозднилась в театре, что бы подкрасить декорации. После чего уверяла, что выдела воочию Алису Коонен :"Она прошла возле меня, легкая, стройная, я даже почувствовала колыхание ее вуали возле своего лица"
Все это продолжалось довольно длительное время.
У Таирова и Коонен был свой вход в театр, со стороны Большой Бронной. Сюда же выходили и окна их квартиры. Квартира, как вы понимаете, находилась так же в здании театра. После смерти Коонен, в 1974 году, ничего не стали сохранять. Что то распродали, что то разворовали. Некоторые вещи буквально спасли Высоцкий и Влади, а весь архив, фотографии, письма, были преданы огню на заднем дворе. Высоцкий тогда сказал :"Целая жизнь, а не осталось ничего, кроме нескольких вещей..!"
Встречи с призраками чаще всего происходят в этой стороне постройки.
Известно, что в 1991 году в театр был приглашен священник, который произвел обряд освящения всех помещений театра. Вскоре после освящения, во время одной из постановок, на сцену вылетела огромная синяя тропическая бабочка удивительной красоты. Она покружилась над подмостками и скрылась за кулисами. Мистики считают, что это была душа Алисы Коонен, которая прилетела попрощаться, простив людям все обиды.
Возможно, это совпадение, но после этого случая, дела в театре наладились. Хотя и до сих пор в гулких пустых коридорах, когда утихает суета после вечернего спектакля, можно услышать легкие шаги. И очень редко там же можно встретить силуэт мужчины в черном фраке. Замечено, что обычно после такой встречи обычно начинается какое -то движение в"верхах", например, смена руководства.