Найти тему
Кошелёчек

Коронавирус ударил по нефти России.

Мировые цены на нефть снижаются из-за нового «черного лебедя». Так уже называют коронавирус. На территории крупнейшего импортера нефти — Китая — потребление топлива упало. Если вирус продолжит распространяться такими же темпами, цены на нефть могут просесть еще на $5, считают эксперты. Низкие котировки замедлят наполнение «нефтяной кубышки» — Фонда национального благосостояния Россия. К тому же пока Москва из-за ОПЕК+ сокращает нефтедобычу, конкуренты в лице США ее наращивают.

В понедельник, 10 февраля, во время торгов на Лондонской бирже ICE нефть торговалась вблизи отметки в $50. На момент сдачи заметки стоимость фьючерса West Texas Intermediate (WTI) с поставкой в марте упала до $50,27, стоимость фьючерса Brent с поставкой в апреле снизилась до $54,36.

Одна из главных — вспышка нового типа пневмонии в Поднебесной. Она ударила по экономике крупнейшего в мире импортера нефти, который потребляет около 14 млн баррелей в день.

Нефтеперерабатывающие заводы в Поднебесной снизили объем работы на 15%.

В начале месяца сообщали, что коронавирус 2019-nCoV обвалил спрос на нефть в Китае на 20%, то есть на 3 млн баррелей в день. Агентство признало его самым масштабным шоком на нефтяном рынке со времен глобального финансового кризиса 2008-2009 годов и назвало самым внезапным событием с терактов 11 сентября.

Стоимость барреля может просесть до $47.

Из-за коронавируса технический комитет ОПЕК+ по итогам встречи 4-6 февраля уже рекомендовал ограничить добычу нефти еще на 600 тыс. баррелей в день и продлить действующие ограничения до июня 2020-го. Именно в таком количестве, по оценке экспертов, возникнет избыток предложения на рынке.

Примечательно, что последние двухдневные переговоры в Вене было решено продлить на один день из-за разногласий России и Саудовской Аравии о необходимости сокращать нефтедобычу. Москва выступала против этой меры, а саудиты на ней настаивали, писало агентство Bloomberg.

Помимо вируса, важной темой заседания ОПЕК+ стала Ливия, где добыча нефти упала до самого низкого уровня с 2011 года, когда началось восстание против экс-лидера государства Муаммара Каддафи.

На ситуацию с ливийской нефтью, а равно и на весь мировой рынок топлива влияет фактическое двоевластие в стране. Блокирование нефтяных портов в стране уже привело к потерям в размере почти $1 млрд.

-2

Эпидемия коронавируса оказала негативный эффект на экономическую деятельность, на транспорт, туризм и промышленность, особенно в Китае»,

— пояснял позже президент конференции ОПЕК .

В случае если до конца февраля ситуация с коронавирусом не стабилизируется, стоимость барреля может просесть до $50.

Снижение цен на нефть повлияет на формирование национальной «кубышки». Скорость наполнения ФНБ которая может замедлиться, констатирует экономист, старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

В настоящее время излишки от нефтегазовых доходов направляются в Фонд национального благосостояния России при стоимости $42,4 за баррель Urals. Ожидается, что по итогам 2020 года ликвидная часть ФНБ составит 7% ВВП. После этого у правительства будет право потратить резервы.

Эффект от падения цен на нефть почувствует и российский бюджет. На ближайшие три года Минфин ожидает профицитный бюджет. А незапланированное снижение стоимости барреля может поставить под вопрос эти планы.

«Если коронавирус будет набирать обороты и эпидемия не пойдет на спад в ближайшее время, то вполне вероятно, что нефть Brent пойдет к $50 за баррель. Но эта стоимость является достаточно большим уровнем поддержки. Возможно, что ниже $50 она не упадет, но все будет зависеть от дальнейшего развития ситуации», — говорит Суверов.

Если ОПЕК+ при этом решит в итоге сократить добычу нефти, то это окажет дополнительную поддержку ценам, уточняет он.

С прогнозом о возможных ценах на нефть в районе $50 за Brent солидарен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Однако с ОПЕК+ есть ряд сложностей. Во-первых, пока Россия сокращает добычу нефти, другие ее наращивают, например, американцы.

Рост добычи нефти у конкурентов — очень неприятно для России. При этом происходящие на нефтяном рынке события больше напоминают «наркотическую зависимость», иронизирует Митрахович.

Чем меньше денег в ФНБ, тем меньше ощущается макроэкономическая стабильность, тем больше настроений у инвесторов сыграть на понижение рубля.

Российское Минэнерго готово допустить низкие цены на нефть, но к сокращению добычи не готово. Пережить падение цен на нефть можно, поскольку бюджет сверстан при $42,4 за баррель. Поэтому падение с $65 до $55 «вполне терпимо».

-3