Найти тему
Василий Ингулецкий

О КУРЕНИИ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ ВМФ СССР. Как и где курили подводники на подводной лодке.

Предупреждаю вместе с Минздравом- КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ! Статья не является пропагандой пагубной привычки, а всего лишь освещает одну из сторон службы на подводных лодках ВМФ СССР. И так- можно ли было курить на подводных лодках ? Можно! Но не на всех, и не везде, и не всегда.

Не буду в пустую «лить воду» на предмет того, какой дискомфорт испытывают курильщики при невозможности «подымить», когда «душа просит». Кто курит, тот и так знает, а кто не курит, тому и знать не нужно.

Самые комфортные условия в ВМФ СССР для курящих подводников были созданы на РПКСН (ракетные подводные крейсера стратегического назначения). Огромные размеры этих подводных лодок позволяли разместить внутри прочного корпуса помещение для курения. Помещение- громко сказано. В 5-м отсеке находилась, специально оборудованная , герметичная «выгородка» в которой помещается 4 человека. Специальный фильтр поглощал запах и табачный дым не распространялся по отсекам субмарины.

-2

Труднее с курением обстояли дела на многоцелевых (торпедных) подводных лодках. И на дизельных ПЛ и на атомных АПЛ такие «курилки», из за недостатка места, отсутствовали , а по тому курение внутри корабля категорически запрещено. Курить, на торпедных подводных лодках, разрешалось только в ограждении рубки, когда подводная лодка всплывала в надводное положение. С разрешения командира корабля, вахтенный офицер обеспечиваел организованный выход подводников на перекур. В зависимости от объема места в надстройке, на верх выпускали 4-5 человек. Дальше, один спускается в отсек- на верх идет следующий «никотинострадалец». На дизельных ПЛ в Центральном Посту, рядом с выходным трапом висела дощечка с жетонами. Каждый выходивший на перекур, брал жетон с доски и по возвращении вешал обратно. Это было необходимо, что бы при срочном погружении не «забыть» на верху, кого ни будь из экипажа. К вопросу этому относились очень серьезно, а по тому тот, кто забыл взять жетон, получал «по шапке». А того, кто забыл его повесить обратно- «нахлобучивали» по полной, не взирая на чины и звания.

-3

Когда подводная лодка находилась в базе, курить на ее борту запрещалось даже в ограждении рубки. Курить разрешалось только на пирсе, куда была пришвартована ПЛ. Официально разрешалось курить на торце (в конце) пирса, но по факту курили в любом месте пирса . Дело в том, что обычно к пирсу «привязаны» от двух до четырех субмарин, и когда курильщики всего экипажа выходили на перекур, на торце пирса просто не было места разместить всех «никотиностраждущих». Поэтому командиры смотрели сквозь пальцы на такие незначительные нарушения.

Теперь о нарушениях и нарушителях запрета курения на подводной лодке. Куда ж без них. Если есть запрет, то всегда найдутся и его нарушители. На АПЛ, где я проходил службу( 671 пр.РТМ), «курили»( если это можно назвать курением) на камбузе, когда лодка находилась в надводном положении . На раскаленную сковороду плескалось масло. Маленькое помещение моментально наполнялось «чадом». Вот в этом «угаре» по быстрому «курили»- пока помещение вентилировался в атмосферу. Так же на сеансе связи, когда субмарина подвсплывала к поверхности моря, можно было покурить в крохотной герметичной выгородке, в которой находился механизм выпускающий и убирающий трос буксируемой антенны. Там с трудом могли поместиться два человека. Выгородка не вентилировалась и ,что бы не «угореть» от пары дымящихся сигарет, приносили с собой и включали кислородный патрон от дыхательного аппарата. За годы службы, друзья, в море, приглашали меня «покурить» и на камбузе и в «коморке» у связистов, но я всякий раз отказывался. Для меня это был слишком экстремальный аттракцион при сомнительном удовольствии.

-4

В одной статье на эту тему на Дзене, какой то автор написал, что подводники забирались в самые укромные места и курили там. Сразу видно, что автор не служил на подводных лодках и не знаком с устройством корабля. Так пытались курить только матросы из молодого пополнения, которые только прибыли на корабль из «учебки» и еще не успели изучить устройство корабля, а именно- как функционирует система вентиляции отсеков. Глупый «карась», считая что он самый умный и хитрый забирался в самый дальний уголок трюма и там закуривал. На второй-третьей затяжке по кораблю давалась команда «Запах табачного дыма! Осмотреться в носовых (кормовых) отсеках!» Так как в экипаже были хорошо известны все места где «грешила» с куревом зеленая «карасня», то никто никого не искал. Вахтенный отсека просто шел в «тайное» место и за «шкирку» вынимал незадачливого курца. Никто и половины сигареты не успевал выкурить. Как правило, эти матросы, после «нахлобучки» лучше других знали устройство системы вентиляции подводной лодки.

И в заключение хочу поведать читателям о том, что чувствуют курящие подводники, когда лодка находится под водой и курить нельзя.

НИЧЕГО НЕ ЧУВСТВУЮТ. Совсем ничего. Никто из курильщиков от мук переборки не грызет и никто с «опухшими ушами» по отсекам не ходит. Погрузилась лодка в глубину и все. День, под водой, неделя или три месяца- КУРИТЬ НЕ ТЯНЕТ. Говорю это, как бывший курильщик. Когда я пришел на АПЛ, я имел 5-ть лет «стажа» курильщика. Курил папиросы «Казбек» и в день запросто выкуривал пачку. Когда мы погружались под воду, пачка папирос открыто лежала на приборе ( что бы не отсырели) и никаких эмоций не вызывала. Совсем! Спрашивал других ребят из экипажа, они говорили, что у них такие же ощущения после погружения- нельзя курить и не хочется. Так что, проблема зависимости от табака- это в большей степени проблема не физиологического, а психологического характера.

---------------------------------------------

Равняйсь! Смирно! Кто прочел до конца- зачет! Кто «лайкнул»- объявляю благодарность!

Вольно! Разойдись!