Найти тему
Компания CORE.XP

Нечего надеть: почему ритейл не выходит в РФ

Чем больше торговых центров, тем сильнее ощущение нехватки такого самого заветного УТП – уникального торгового предложения. Нередко даже качественные моллы, принадлежащие опытным девелоперам, по миксу fashion – операторов являются «близнецами».

Грустно, но факт: многие известные мировые ритейлеры до сих пор не представлены в России в формате монобренда. Полагаю, что в мультибрендах, эксклюзивных корнерах и, конечно, в онлайн-магазинах можно найти практически всё.

Но мы говорим именно о полноценных магазинах и возможности качественно и в ассортименте заполнять ТЦ. Например, у нас нет Old Navy, Abercrombie & Fitch, Urban Outfitters, Arket и AFound. Пока нет, но обещают скоро выйти Weekday и & Other Stories. У нас практически отсутствуют сети международных универмагов, так как это сложный для развития и управления формат: Galleries Lafayette, Selfridges, Primark, La Rinascente. Не представлены в моноформате (не корнер) дизайнерские бренды, такие как Jacquemus, и целый ряд обувных марок. Даже мега-популярный Acne приходится искать по корнерам в универмагах.

Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений по Москве и Московскому региону, отдел торговых помещений #CBRE в Москве
Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений по Москве и Московскому региону, отдел торговых помещений #CBRE в Москве

Грустный факт номер два. Ежегодно количество брендов, открывающих первую торговую точку на московском рынке, сокращается. Если в 2014 году в РФ вышли 57 международных игроков, то в 2019 году полноформатные магазины открыли лишь 17 новых брендов. В течение последних шести лет каждый третий бренд, выходящий в Россию, ограничивается одним единственным магазином или закрывается. Прежде всего, уходят нишевые, концептуальные марки, которым сложно найти свою аудиторию и релевантную площадку; и бренды, которые ошиблись с выбором локального франчайзи.

Невеселый факт номер три. Количество брендов, выходящих в РФ без партнера, достигло исторического минимума. Если проанализировать выходы международных брендов в Россию с 2013 года, то мы увидим устойчивую тенденцию к снижению числа ритейлеров, выходящих в РФ напрямую, без поддержки франчайзи. В 2019 году только три (!) ритейлера решились на открытие магазина / ресторана без локального партнера: Le Labo, Carters`s, J.Z.Peking Duck. Эти цифры являются минимальными за последние шесть лет.

Тренд на сокращение прямых открытий обусловлен высоким уровнем неопределенности и нестабильности в экономике страны. Тем не менее, премьеры через партнеров преобладают при любой конъюнктуре рынка, так как модель открытия зависит не только от экономики, геополитики, но и от целого ряда бизнес-факторов. Решение выйти через франшизу обусловлено, в первую очередь, желанием снизить риски на новом непонятном рынке. Однако неудачный выбор партнера гарантирует бренду закрытие.

Напрямую развиваются чаще всего сильные fashion – группы, с большим портфелем масс-маркет брендов и знанием рынка. Такие как Inditex и H&M. Напрямую выходят и премиальные ювелирные изделия, часы, дорогой fashion с сильным брендом и нишевой парфюм. Например: часы A. Lange & Söhne в Столешниковом переулке, cумки и аксессуары Rubeus Milano на Большой Дмитровке, одежда Tsumori Chisato в Смоленском пассаже, нишевой парфюм Le Labo на Малой Бронной, голландский ювелирный дом Daniel Barren в галерее «Гименей», ювелирный бренд Mauboussin на Никольской улице и др. Что касается люкса, то многие бренды выходят через таких крупных партнеров и, фактически, монополистов рынка люкса как Mercury, ДжамильKо и Bosco, но, затем, по истечении нескольких лет, выбирают путь прямого развития. Например, Bulgari, Burberry, Tiffany и др.

Не секрет, что самый чувствительный формат, который максимально страдает при экономических потрясениях – это монобренды, развивающейся по франчайзинговой модели. Закрытий очень много. Но нередко ушедшие ритейлеры набираются сил и возвращаются в Россию с новым партнёром. Именно этого мы всем и желаем.

Еще больше материалов о рынке коммерческой недвижимости читайте на нашем сайте CBRE.ru

Ритейл
3805 интересуются